Рецензия на книгу
Илиада. Одиссея
Гомер
Sotofa30 января 2015 г.Warning! Много, длинно, скучно.
Признаюсь, я из тех на голову пришибленных детишек, которые без памяти любили греческие мифы. Меня сей недуг поразил настолько, что я даже рисовала на эту тему (эпические картины, где Афина передает меч Гераклу. До сих пор помню, как таскала с собой в студию "Легенды и мифы" и сверяла по ним обстановку и одежду. Так что у меня был тру-Геракл, обряженный в львиную шкуру). Само собой, были среди богов с героями фавориты и аутсайдеры, причем за все это время они не поменялись. В общем, будучи формально православной, я знала о жертвоприношениях и языческих богах намного больше, чем о библейских персонажах. Ну и думаю, несложно представить мою радость, когда в пятом-шестом классе мы проходили Гомера. Ну, как проходили: краткий пересказ да отрывочек из "Одиссеи" с ослеплением циклопа. Так что милое сердце возрадовалось, увидев бонус.
А вот все остальное не очень. Оказалось, что с шестого класса мои навыки чтения гекзаметра сильно ухудшились: я упорно ставила ударения в неправильные места, сбивалась с ритма, мучилась и порывалась высечь в камне (а лучше в чьей-нибудь плоти) строку "Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына". Сейчас я склоняюсь скорее к "Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который всю Илиаду и всю Одиссею вслух прочитал и остался в живых". Да простят меня Гомер, Гнедич и Жуковский за эти строки, да не нашлют на меня они Эриний грозных, но моя благодарность Самойлову, весь этот эпос начитавший безгранична. Без него я бы еще очень долго корчилась в муках, пытаясь поймать ритм.
Я не буду говорить, что "Илиада" и "Одиссея" прекрасны. Я буду говорить, что их сложно понять и оценить современному человеку, для которого чтение даже просто стихов редкость. А еще я буду говорить (обращая крылатые речи), что Гомеровский эпос можно описать двумя словами: "стокгольмский" и "синдром". Оно ведь как, начинаешь читать - плюешься, жалуешься на горькую долюшку, местами тихо все ненавидишь. А потом как-то незаметно втягиваешься, пытаешься читать все гекзаметром, думаешь гекзаметром, употребляя чудные гомеровские эпитеты, и только что не говоришь гекзаметром. А если оставить чтение на пару дней, начинаешь скучать по милым друзьям, думаешь: "Где ж эти пышновсякие мужи ахейцы?".
Переводя "Илиаду" Гнелич расстарался. Теперь я и не представляю ее без без этих прекрасных эпитетов и старорусских словечек. По-моему, это создает ощущение аутентичности, в некотором роде сопричастности истории. Да и вряд ли я стала бы адекватно воспринимать поэму, написанную в 8 веке до нашей эры, если бы она изобиловала современной лексикой. Мне сложно говорить о достоинствах или недостатках поэзии Гомера, хотя бы потому что я не способна их адекватно оценить. Вот, скажем, через раз (на самом деле чаще) Менелая он называет Атридом. Да, поначалу это запутывает, но разве можно назвать это минусом, если такое именование "по отчеству" было распространено? В итоге я так с этим сроднилась, что, встречая у Куна упоминания того же Пелея, реагировала на них как на встречу с родными (в общем, "Илиада" сближает).
Натурализм это просто вишенка на торте. Кто кого куда ударил копьем и насколько мучительно это было, как выдавливали глаза, как Гефест ковал щит и что же такое жизненно важное было на нем изображено, и так далее. Причем натурализм во всем, начиная от выпускания кишок и заканчивая домашним бытом. Рядовому читателю скучно, а историкам пища для размышлений. Отношения богов и герое в это отдельная песня. Вроде ж по итогу все умрут , у мойр все давным-давно записано, но надо же вмешаться и проследить, чтобы внучатый племянник по отцу получил чуть больше (или чуть меньше) славы. Толку от этого никакого, только между собой ссорятся, а люди либо мрут как мухи, либо на невозможные квесты отправляются. Ну и, что характерно, боги являются и помогают исключительно знати, а обыкновенные люди только налоги платят да жертвы приносят. Хотя, конечно, царям тоже непросто жилось: появится из воздуха какой-нибудь ахеец и кинется обнимать колени (ладно бы еще царские, так жены ведь!), а ты, дабы не прогневать Зевса или кого еще, должен с ним собеседовать сладко, золото талантами отсыпать, кормить, поить, одевать и, вероятно, отдавать дочь замуж за это чудо. А если еще и напророчат чего, то тут уже пиши пропало. С хорошими пророчествами туго было, а вот смерть прозревать всегда удобно.
Если бы встал вопрос, что мне понравилось больше, то я бы выбрала "Одиссею". В первую очередь за самого Одиссея, за цельность образа, начавшего складываться еще в "Илиаде". А еще за то, что это история о возвращении домой, тоске по семье, по родине, о желании вернуть все на круги своя. В то время как "Илиада" скорее спор, кто круче: Ахиллес, Атриды или Гектор (побеждает Ахиллес, как человек, у которого имеется в наличии не только волосатая грудь, но и мозг). Ну и не последнюю роль играет прочитанная "Пенелопиада", которая наконец приобрела нужную глубину.
Вот, вроде про Трою все, можно обратиться к Куну. Тут я просто поражена тем, что можно в предисловии к заведомо детскому изложению мифов толкать сочинения Маркса, Энгельса, Ленина и их трактовку. Далее, я поражен тем, что Куна вообще можно печатать после Гомера. Логичнее было бы сначала поместить Куна, чтобы дать представление о богах, героях и, собственно, Троянской войне, а уж потом ударять гекзаметром по всем фронтам. В обратном порядке Кун смотрится бедно, почти как если бы сидел в пиршественной зале, вкушая козий желудок с жиром и кровью, запивая вином и не забывая совершать возлияния богам, а потом у тебя отобрали всю эту прекрасность и предложили пожевать картон. Хотя если оторваться от превратностей печати, Кун - самое то, чтобы знакомить детишек с мифами. У меня любимыми были и остаются рождение Афины и подвиги Геракла. И я наконец-то поняла, почему мне нравится Афина: она единственная из богов, кто не крутил романы и не рожал детишек, чтобы потом осложнять всем жизнь, она не убивала людей в гневе за то, что кто-то там случайно поранил любимую лань. В общем, адекватная она.
Итого: я безмерно рада, что наконец прочла Гомера, и по-моему, это полезный и ценный опыт даже для тех, кому категорически все это не нравится. А для лучшей продаваемости книг, стоило бы писать на них что-нибудь в духе "Джордж Мартин античности!" Все же лихой сюжет и множество смертей позволяют.
14108