Рецензия на книгу
Илиада. Одиссея
Гомер
Paradiso30 января 2015 г.Таната-- смерть, Эриду -- раздор, Апату -- обман, Кер -- уничтожение, Гипнос --
сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду -- отмщение
за преступления -- и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье
внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.Всю эту книжную эпопею я начала читать с книги Н.Куна "Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях". И не смотря на то что особого энтузиазма к чтению мифологической литературы я не испытывала, с удовольствием ее дочитала. Во-первых, прочитав книгу Куна, нельзя не отметить то, что сразу охватываешь многие произведения, например поэму Овидия "Метаморфозы"- на основе которой сказаны мифы о Нарциссе, Кипарисе или Дафне, представление об Олимпе черпается из "Илиады" и "Одиссея" Гомера, да и о Тессее можно много узнать не принимаясь за чтение биографии Плутарха. Во-вторых, простой язык изложения мифов. Они словно "обработаны" для лучшего понимания, да и большое количество абзацев, во всяком случае для меня, облегчает чтение (это я как жертва беллетристики говорю). Ну и, в-третьих, мифы очень лаконично изложены-маленькие рассказики. Я пыталась приобщить к прекрасному своего племянника 5-ти лет, но на него не очень произвели впечатления божественные перипетии.
Когда я читала мифы больше всего "бросались" в глаза человеческие пороки, присущие Богам. И Боги, которые наказывали людей за те же самые пороки... И не важно сколько веков прошло и будет проходить-все так и останется: кто-то будет считать себя Богом и наказывать "простых смертных", кто-то будет вечно бунтующим против порядка, кто-то смирится и будет просто наблюдать. Вопросы об инцесте, гомофобии (может сюда отнести и самолюбование?) нет смысла обсуждать и осуждать- это все просто принимается как должное. Видимо в Греции это считалось нормой.
Итак, насладившись простотой изложения Н.Куна я воодушевленно решила приступить к "Илиаде" Гомера. Естественно, решила читать в наилучшем переводе от Н.Гнедича. Через десяток электронных страниц я искренне скучала по Н.Куну, мифы из книги которого лились словно музыка из кифары Аполлона. (Честно признаюсь: осилила я этот труд только при помощи Версаева).
Итак, Илиада.... Мне она представляется могучим атлантом, до мельчайших подробностей расписанный практически неподъемным гекзаметром (а именно размером в 15 700 гекзаметров-спасибо информации из Википедии), на плечах которого держится повествование об эпических сражениях и отдыхе, пороках и добродетелях, героизме и не очень.
В итоге, побывав в «гуще» Троянской битвы и победив «Илиаду», я пришла к пониманию того, что мифология это не мое, и начала читать «Одиссею», которая оказалась намного проще для восприятия, «добрее» и эпичнее. Было интересно (хотя тоже непросто) читать про путешествия Одиссея, про циклопов, великанов-людоедов…Но…. Тут я окончательно убедилась, что не прихожу в восторг от мифологии, по мне не пробегают мурашки при чтении этих поэм.
Подводя итог я могу сказать так: нравиться-читай, нужно-читай, для общего развития подойдет краткое изложение. Вот так грубо, но честно.
«С жизнью, по мне, не сравнится ничто…
Можно, что хочешь, добыть, — и коров, и овец густорунных,
Можно купить золотые треноги, коней златогривых,
Жизнь же назад получить невозможно, ее не добудешь
И не поймаешь, когда чрез ограду зубов улетела.»386