Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Неаполитанский квартет

Элена Ферранте

  • Аватар пользователя
    prostoYa79626 сентября 2024 г.

    Сага о женской дружбе и бесконечных отражениях

    Когда заходит речь о дружбе в литературе, то мне сразу вспоминаются истории об идеальной дружбе, "без страха и упрека". Мушкетеры, гардемарины, "один за всех - и все за одного!". Ну да, Алешка Корсак может шпионить за друзьями, но - только под страхом за семью и во благо России. Мушкетеры могут вызвать на дуэль Д Артаньяна, но - в самом начале и в виде проверки.
    Есть еще Элли, Страшила и прочая странная братия, идущая по дороге из желтого кирпича. А потом регулярно воссоединяющаяся для противостояния очередному мировому заговору.

    Но, согласитесь, в жизни все сложнее. Да и в однотипном постоянном повторении идеального шаблона есть скука и некая безжизненность... Ведь люди меняются, меняются обстоятельства, появляется семья. И скакать куда-то за тридевять земель по первому свистку становится странно.

    "Верный друг - вот седло,
    В путь, так вместе".

    "Стоп, дорогой, а кто деньги зарабатывать будет? И кто даст тебе отпуск?! А ипотека?"

    Элли уезжает учиться и со вздохом облегчения передает беспомощных друганов младшей сестре.
    Гардемарины разъезжаются по имениям.

    Романтическая дружба юности и детства не может не разрушиться под натиском взрослых будней? Или хотя бы полинять?

    Эта тема - трансформации дружбы с возрастом, а также наличие ее "неидеальных" вариантов интересовала меня давно.

    И, кстати, существует ли женская дружба? Где-то поближе Нью-Йорка и свободолюбивых любительниц коктейля Космополитен? И есть ли у вас любимая история о дружбе?

    И я нашла один из возможных вариантов ответов у Элены Ферранте. Удивительно, но эта история просочилась в меня со второй попытки). Первую книгу я прочитала 3 года назад и отнеслась к ней достаточно спокойно. И, кстати, по иронии судьбы обсуждала ее с теми подругами, которых больше нет в моей жизни.

    А в этом году 2ой том мне попался по прихоти Фикспрайса (99 рублей, Карл!) и ожидания, которое нужно было чем-то занять. И я пропала!

    Пропала до тех пор, пока не закольцевала Квартет первой книгой. И, мне кажется, это идеальный порядок для тетралогии, имеющей кольцевую структуру. Где финал возвращает нас к истокам, вместо точки в Истории пропавшего ребенка нас возвращают к началу. К куклам, с которых все началось. И я бы рекомендовала читать пролог, потом отрочество и далее по порядку, а финалить детством.
    Но я слишком растянула вступление.

    Для меня тетралогия - это история о женской дружбе. Неидеальной дружбе длиною в жизнь. Дружбе-вызове, дружбе-соперничестве, дружбе-боли и дружбе-слиянии. И в то же время - дружбе-сопереживании, дружбе-взаимопомощи. Дружбе Света и Тени и их взаимоперетекании.

    И это не только история о Лене и Лиле.

    Это история об Энцо, Паскуале, Джильоле и Солара, Нунции и Иммаколате, Рино и Фернандо. О малой родине.

    Дальше...

    О том, что ты можешь уехать из квартала, но ты не можешь вытравить квартал из себя. Их голоса и диалект всегда будут с тобой. Одновременно со страхом закончить жизнь там же и такой же, как твои родители, как твои друзья, как местные мафиози. И, чем больше ты оглядываешься, сопротивляешься и ненавидишь, тем больше шанс вдруг проснуться хромой и уродливой, как мать. Или жестокой и манипулирующей, как Солара. Слащавым лицемерным ловеласом, как Донато.

    Расколдоваться можно только любовью и честным взглядом - на того и то, что боялась. И искренним интересом к чему-то своему. К учебе, литературе, ребенку, истории любимого города.

    Но только не к мужчине. Мужчины в тетралогии - самая ненадежная переменная.Дальше... Они притягивают и отражают мечты героинь, но... Потом вдруг оказываются всего лишь зеркалом, всего лишь иллюзией. Они не могут пройти за героинь их путь, решить их квесты. И отнюдь не обязаны соответствовать их ожиданиям)). Они любят их так, как умеют, а не как нужно девушкам. Посвящая книги, обманывая, изменяя, говоря красивые слова, но - не помогая мыть посуду и не проводя время с маленькими детьми ...

    Недаром самыми приличными оказываются совсем не блистающие красотой и красноречием "двоешник" Энцо и занудный Пьетро.
    Недаром обе героини - будучи привлекательными и интересными женщинами - во второй половине жизни остаются одни. Нарушая все шаблоны и обрушивая наши ожидания хэппи-энда, которым оказались подвластны даже 4 подруги из Нью-Йорка и сценаристы СВБГ. Но об этом- в следующей серии, о жизненных возрастах.

    Ну, и конечно, еще одна привлекательная черта Квартета - это игра. Игра, в которую писатель(и) играет(ют) с читателем. И эта игра тоже напоминает бесконечную погоню за призраком в комнате кривых зеркал. Автор дразнит, намекает и подначивает. Поверит ли читатель в автобиографичность истории? Будет ли он жадно искать и строить версии об авторстве и человеке/людях, чьи бесконечные - и такие разные - отражения он видит то там, то тут?

    Лила - это бес? Или Лилит? Автор -это она, он или дуэт/триумвират Адама, Евы и Лилит?

    А вдруг все-таки будет 5 часть или "ответка" от Лилы?

    А вы правда поверили- в эту историю и ее настоящесть? А может быть, вам просто приснилась - и эта книга, и то, что вы ее читали? Может быть, вы до сих пор спите? Или под гипнозом?

    Содержит спойлеры
    4
    71