Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Илиада. Одиссея

Гомер

  • Аватар пользователя
    RoxyFoxy30 января 2015 г.

    Знакомство с мифологией Древней Греции у меня началось еще в глубоком детстве. Помнится сцена из начальной школы. Я, большая табуретка, на которой борщ (ужин), маленькая табуретка, на которой сижу, зал и телевизор. Идет “Зена - королева воинов”. Каждая серия как маленькая сказка. Хочется остаться посмотреть “Геракла”, ведь “12 Подвигов Геракла” еще в более раннем детстве была настольной книгой. Но родители гонят спать, хотя Геракл начинается сразу же после Зены, но в 21:00 – уже не детское время, а утром в школу… Что уж говорить о аргонавтах-астронавтах. Недавно даже узнала, что мой муж, который вырос на другом конце света, тоже не мог дождаться, когда же они полетят на Луну… Но Древняя Греция, к сожалению, осталась в прошлом. А у меня все никак не хватало времени или желания возвращаться к древним мифам – сказкам моего детства.

    Обиженная злой судьбой ребенком, которому не дают смотреть “Геракла”, топала я каждый раз в свою комнату. Обычная детская: маленькая кроватка, письменный стол, – все как и везде. Но помнятся ярко необыкновенные обои - фотография леса и небольшого ручейка. Засыпая, я слышала звон ручья и представляла, будто в стене появится Дверь в этот таинственный мир, где я весело буду резвиться с русалками, играть в догонялки с нимфами и прятаться от злых монстров. Дверь не открывалась. Надежда пропала. Я выросла. Но вдруг что-то случилось 15 лет спустя… И это что-то – “Что рассказывали греки и римляне о своих богах” Николая Куна. Мой портал в тот дивный, давно забытый мир.

    Дальше...



    Сказка начинается с трех царств: Царство Посейдона: океан, моря и все реки; Царство Аида: подземное, темное, ненавистное людям вечное обиталище душ; и Царство Зевса: небо – обиталище главных Богов. Каждое из них как отдельная страна: со своей географией, со своими законами, богами и жильцами. Некоторые из характеристик этих миров были совсем непонятны: например, почему в Царстве Посейдона так много ясновидящих? Некоторые из них завораживали и наводили на мысли и идеи: Царство Аида, хоть и ненавистно людям (что показывает отношение и зарождение дикого страха смерти), но настолько логично и мистично. Ночь, кошмары, ненависть, Тантал и, как ни странно, Гипнос – Бог сна. Все-таки сон был будто бы маленькая смерть. Что же было в Царстве Зевса? Единственное, что приходит на ум – сплошная драма. Пир – убийства – мести – войны – поощрение – пир. Вот так проводят Боги свое время.

    Истории персонажей, Богов, героев и простых смертных заставили и плакать, и смеяться, и пощекотали мне нервы. Боги не простые, а мстительные оказались.

    Месть в царстве Аида, наверное, самое страшное. Вечно делаешь одно и то же действие. Взять, например, Сизифа – трикстер, что сумел обмануть два раза Смерть и даже сбежать из Царства Аида. После того, как его поймали (а Боги на то и Боги, чтобы ловить всех и вся), приходится бедному ему катать камень в гору. Чуть приблизится к вершине, камень опять внизу. И так вечность. Или же данаяды, дочери Даная, что решили убить своих мужей. Насильно были выданы замуж, все 50 разом. Решили отомстить. Под покровом ночи вонзили острые кинжалы в своих новеньких муженьков. Что за месть? Приходится им черпать воду снова и снова.
    Разнообразны наказания богов. Большую часть времени месть происходит из-за оскорбления или пренебрежения к ним. Дионис, Бог вина, например, не только безумие (вино - безумие) насылал, но и наказывал тех, кто не хотел веселиться в его честь. Бедные дочери Минея, вместо того, чтобы отправиться на очередную вакхалию, решили прясть. Не тут-то было. Превратил их Дионис в летучих мышей. Аполлон, обидев Эрота, познал все муки любви, поскольку Эрот влюбил его в нимфу Дафну, а на ту наслал страх любви. Чуть стоило догнать Аполлону свою любовь – превращалась она в лавровое дерево. С тех пор и носит Аполлон лавровый венок, дабы быть со своей любовью. Сестрица Аполлона та еще девица тоже. За то, что Актеон (царь) случайно увидел ее нагой, решила превратить его в оленя. А поскольку тот был на охоте, загрызли его собственные собаки, а друзья еще сожалели о том, что друга нет с ними праздновать добычу…

    Жалко было Арахну - искусную прядчицу, что решила вызвать на “дуэль” саму Афину.


    “ Арахна же изобразила на своем покрывале много сцен из жизни богов, в которых боги являются слабыми, одержимыми человеческими страстями. Здесь была Леда рядом с Зевсом, явившимся к ней в образе лебедя; Даная, в подземный чертог которой тайно проник громовержец под видом золотого дождя; Зевс, похищающий под видом быка прекрасную Европу; дальше прекрасная Ио и много других сцен. Кругом же выткала Арахна венок из цветов, перевитых плющом. Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее видно было неуважение к богам, даже презрение”.

    Ведь неплохое полотно, правду говорит, не так ли? Но нет же, не понимали Боги чувства юмора и сатиры простой смертной не смогли снести. Превратила ее Афина в паука. Богам поклоняться надо, а не критиковать! Вот так и зародилась традиция подчиняться беспрекословно царю / императору / диктатору, да и просто человеку выше тебя рангом.

    Думаете, это жуткое наказание?
    Возьмем Аполлона – доброго и светлого, красивого и статного покровителя искусств и спорта. Настолько добрый, что


    “Разве мог извлечь он из флейты такие дивные звуки, какие слетали с золотых струн кифары предводителя муз Аполлона! Победил Аполлон. Разгневанный дерзким вызовом, велел он повесить за руки несчастного Марсия и содрать с него с живого кожу. Так поплатился Марсий за свою дерзость. А кожу Марсия повесили в грот у Келен во Фригии и рассказывали потом, что она двигается, словно танцует, когда долетают в грот звуки фригийской тростниковой флейты, и остается недвижимой, когда раздаются величавые звуки кифары”.

    Да и Зевс на хорошего муженька не походит. Ладно, там измены со всем, что движется, но это:


    “Часто возражает Гера Зевсу и спорит с ним на советах богов. Гневается громовержец и грозит наказаниями жене своей. Умолкает тогда Гера и сдерживает гнев. Она помнит, как подверг ее Зевс бичеванию, как сковал золотыми цепями и повесил между землей и небом, привязав к ее ногам две тяжелые наковальни”.

    Но Гере еще повезло. Судьба первой жены Зевса и матери Афины Паллады намного интереснее. Многие из нас знают, что Афина была рождена из головы Зевса (“почувствовав головную боль, он приказал Гефест разрубить его голову, а оттуда вышла Афина”). Навязчивый разговор Афины и Зевса все жужжал и жужжал в моей голов:

    Приходит маленькая Афина к грозному отцу своему и спрашивает:
    -Папа, папа, а где мама? Никогда ее не видела! Расскажи о ней.
    -О, доченька, грустная эта история, но ты у меня девочка умная, поймешь причины и страдания своего старика. Однажды я был женат на богине разума (оттуда ты такая умная у меня!) Метисе. Как и случается с людьми и богами, она начала ожидать ребенка. А точнее двух - тебя и твоего нерожденного брата. Но мойры предсказали мне, что твой брат будет во всем меня превосходить. Не мог я допустить своего свержения. Усыпил я твою мать сладкими речами и проглотил. С тех пор, она мой разум, совесть и смекалка. Родилась только ты, чудесным образом.
    -Ух, папочка, действительно грустная история. Но ты поступил мудро. У меня еще вопрос?
    -Конечно, Афиночка.

    • Ты проглотил маму. То есть я тоже могу просто взять и проглотить моего мужа, если он мне не нравится?
    • Конечно. Мы же Боги. Глотай – не хочу. Но будь осторожна, юная леди, я Царь Богов. Будешь себя плохо вести – и тебя проглочу.

    Афина посмотрела со страхом на отца и решила никогда не быть плохой девочкой и всегда поступать по разуму. Все-таки угрозы Зевса похлеще гроз будут.

    Или другая, иронично-трагичная история, первая попытка украсть Прекрасную Елену, что, к счастью, не привело к войне:
    “Жил был царь Пейрифой. Любил он свою жену, но она скоропостижно скончалась. Горевал, горевал, и решил отправиться к своему другу Тесею, поплакаться у него на плече. Во время одной из попоек, пришла двум друзьям гениальная идея – похитить дочь Леди и Зевса – прекрасную Елену и сделать женой одного их них. Миссия удалась – привезли ее в Аттику из дальней Лаконии. Бросили жребий (а как еще выбирать, кому достанется жена?). Елена досталась Тесею. Не комильфо друзей обделять. Поклялся Тесей, что поможет достать любую жену своему другу. Тот не мелочился – а дай-ка мне Персефона, жену Аиду.
    Ошалел наш Тесей, но клятва есть клятва. Пошли они на подвиги в Царство Аида. Тайком уже не удастся украсть, ведь Персефона всегда рядом с Аидом. Решились на отчаянный шаг, что тут мудровать. Давай напрямик к Аиду и попросим его дать нам позволение выкрасть его жену.
    Разумеется, прогневался Аид за них и оставил в своем царстве страдать. Пока года страдания проходили, на земле случилось много всего, начиная с Елены, которая снова была украдена, но уже «в обратном направлении». Но этого не знали наши два неразлучных отчаянных друга, пока Геракл не пришел по своим делам в царство и не освободил их. В шоке вернулись на Землю и обнаружили, что царства и жены их исчезли".


    Не только истории завораживали в этой книги. Само мировоззрение и восприятие греками реальности раскрывается в этих мифах. Например, почему приходит зима? Потому что богиня плодородия, Деметра, горюет и скучает по своей дочери, которую украл Аид. Почему Ливия не прекрасный уголок земли, как Греция, с зеленью, лесами и полями? Потому что когда нес Персей голову Медузы через эти земли, ядовитая кровь ее пролилась на землю и превратилась в змей, что принесли пустыню в однажды красивый край. Мифы и легенды объясняют то или иное явление, что невозможно было объяснить другим путем.


    Другое наблюдение об этих мифах, что поразило меня, – насколько они повлияли на культуру, религию, литературу нынешней Эры. Взять хотя бы библейские мотивы. Прометей украл Божественный Огонь, дабы спасти людей и обучить их навыкам. Прогневались Боги за такую дерзость (непослушание) и самовольство (обучение людей) и наказали его. Не напоминает историю Первичного Греха, Древо Познания и Изгнание из Рая? Или же во время медного поколения не возлюбили Боги людей за то, что стали они слишком гордыми, кровожадными и мелочными. Решили наслать на них потоп. Лишь двое, Девкалион и Пирра спасались, изобретя что-то типа деревянного судна. Здравствуй, Великий Потоп и история Ноя. Даже “Сказку о Царе Салтане” умудрилась найти в истории рождения Персея: только вместо сплетен как причину “пустить беременную царицу в Окиян в бочке”, мы видим предсказание о том, что внук (Персей) убьет своего деда (Даная). И возраст у мальчика более значимый, чем у эмбриона. Даже современные авторы черпают вдохновение у источника древнегреческой мифологии. В “Розе Марене” Стивена Кинга меня больше всего привлекал мир картины. А что там? Современный ремикс на тему Царства Аида и лабиринт Минотавра.

    Влюбилась я в эти мифы. Пусть и плоско написаны, пусть и просто описания вместо настоящих историй, пусть родословные и обилие существ/божеств пугает немножко, для меня - это сокровищница. Казалось, будто Музы покинули страницы книги и решили наградить меня. Столько идей и вдохновения принесла книга: и карту книги и мифологии создать, и игру изобрести по мотивам греческой мифологии, и даже мелкие рассказы типа “Self Help: How to Succeed in Life, Family and Work. By Zeus and company” написать. Раньше удивлялась – ну как люди могут годами, десятилетиями копаться в прошлом, изучать Classic Literature (не путать с русской дефиницией) и даже учить мертвый язык. Эта книга объяснила. Раскрыла тайну. И, к счастью (а может и сожалению, поскольку времени много уйдет), привила интерес к мифологии и легендам как таковым.

    Но на этом наше приключение не заканчивается. Теперь время прикоснуться к памятникам древнегреческой литературы: “Илиаде” и “Одиссею”.

    Part 2. Илиада


    Не зная броду, не суйся в воду
    Народная мудрость

    9 дней и ночей жила я с Илиадой. 9 дней эпической битвы и драмы героев были показаны Гомером. Первые две главы пролетели очень жутко, оставив после себя послевкусие когнитивного диссонанса. “Так Елену два раза украли?” “Перечисление всех кораблей и героев - ну не жуть ли это?” “А кто вон тот мужчина, что, вроде бы, как главный? Так не он главный, а другой. Нет, нет, постой-ка… вот этот главный. Аааа, дошло это одно и то же лицо”. “А за что Гера/Зевс/Афина/Афродита/и тд любят этих, а тех ненавидят? Вот капризули-то какие!”.

    Надоело мне быть идиотом, не хотелось пропустить памятник классической литературы а-ля, в одно ухо влетело, в другое вылетело, решила водрузить свои корабли на новое приключение. А именно – предысторию и легенды, с которых все начиналось. Сказать честно, это то, что спасло мой мозг от взрыва и помогло даже наслаждаться книгой.
    Итак, начнем. Все началось даже не с похищения Елены. Все началось намного раньше – с божественного пиршества. На свадьбу Пелея и Фетиды (мать Ахиллеса, дочь Хирона) не была приглашена богиня раздора Эрида. Разозлилась она и решила устроить потасовку, подкинув яблоко, на котором было написано “Прекраснейшей” (оттуда и появляется яблоко раздора). Афина, Афродита и Гера не могли поделить, кому оно предназначено и спросили Зевса. Тот решил сохранить нейтралитет. По непонятной причине, решили, чтобы Парис, простой смертный, сын троянской царской семьи, рассудил (оттуда и появляется “Суд Париса”). Афина пообещала ему победы и военную славу, Гера – власть над Азией, Афродита – самую прекрасную женщину. Муженек у нас “мудрым” и романтичным был, выбрал прекрасную деву (Елену). Дело в том, что и у Афродиты была обида на родителей Елены и с помощью разрушение репутации “честной, верной жены” она смогла бы привести свой план мести в действие. За двумя зайцами погналась и обоих поймала, хитрая дева. Помогла влюбить Елену в Париса, тот украл ее (почти добровольно) из дома, Спарты, где она (!!!) любила своего мужа, и согласна некоторым мифам, уже имела детей. Разгневался муж, разгневались ее предыдущие женихи и решили отправиться в Трою (или Илион, как в книге). Вот такая присказка жизненна необходима, чтобы пробраться сквозь тернии беспощадных и бесконечных: “А что вообще происходит? Почему и зачем?”.

    Вторая присказка о самом произведении. Почему книга начинается с непонятного момента и обрывается в конце? Дело в том, что был цикл “Троянской войны”, и “Илиада” – в нем вторая по списку. К сожалению, большинство томов к нам не дошло. Только “Илиада” и “Одиссей” (предпоследний том). Другая моя мысль по этому поводу – цикл “Троянской войны”, так же как многие другие произведения и легенды были всем для слушателей: и телевидением, и образованием, и культурой. Поэтому многие вещи не объясняются, автор легко проноситься сквозь двадцать персонажей на одной странице, и людям наверняка все это было как минимум познавательно и развлекательно, как максимум – знакомо с пеленок.


    А теперь к книге. Боялась я гекзаметра и целых 500 с лишним страниц в нем. Боялась, что все будет в битвах, битвах, битвах. Эх, не этого стоило бояться. Прорвалась сквозь страхи довольно-таки быстро. Честно говоря, не ожидала, что это произведение меня покорит. Но такова судьба…

    Итак, стиль.
    Что нравилось и что ненавидела в одно и то же время: описание героев в буквально двух-трех стихах. Иногда даже в одном предложении (2-3 строфы). Да и описание не простое, а золотое: где родился, чем отличился, кто были предки, как к нему относились в обществе и прочее, прочее. К примеру, Нестор – отличный так старичок, мудрый да добрый.

    Но с другой стороны, бывали и моменты, особенно в битвах, где в 10 строках встречаются 11 героев с кратким описанием, и только одного (!!!) ты знаешь или узнаешь. Не говоря уж о перечислении кораблей, что было настоящим мучением, а не главой.

    Скажу честно, битвы ненавижу. Постоянно пропускаю мимо глаз во время прочтения. Не важно “Война и Мир” ли это (ни одной битвы не осилила до конца) или же блокбастер а-ля “Мстители” (почти заснула). Не получается мне переварить этот “эпос”. А 80-85% “Илиады” – сплошные бои. В “Илиаде” моя аллергия волшебным образом испарилась. Описание смерти ну просто конфетка стиля. Читала взахлеб, не пропустила почти не одной цитаты, и скорее всего, это было то, что держало меня в книге почти все время и мотивировало читать дальше. Как умирают отважные воины? “Мрак осеняет / покрывает / докрыла очи”, “матерь земля скрывает в недрах любезной земли их родимой”, “сокрушилась душа и могучесть”, “души исторгнул”, “покрылся облаком смерти”, “от падшего жизнь отлетела” и прочее, прочее. Вот как надо описывать смерть! А то обычно – упал, пульса нет, умер. А красота вся теряется. Жаль, что кровопийцу-Тенатала из мифов Куна встретить не удалось. Смерти в книге не считала, признаюсь, но было их много. Да каких! Это не описания, это просто прелесть и наслаждение.


    “Ранит в плечо: острие копья у него оторвало
    Руку от мышиц и самую кость совершенно разбило;
    325 С громом он грянулся в прах, и взор его мраком покрылся”

    “Вырвалась бурная медь: просадила в потылице череп,
    Вышибла зубы ему; и у падшего, выпучась страшно,
    Кровью глаза налились; из ноздрей и из уст растворенных
    350 Кровь изрыгал он, пока не покрылся облаком смерти.”

    470 Печень в груди отвалилася; кровь, закипевши из раны,
    Перси наполнила; очи его, испустившего душу,
    Мрак осенил; а Пелид, устремившися, Мулия грянул
    В ухо копьем, и стремительно вышло сквозь ухо другое
    Медное жало”


    Без секса и ляпов (интересных слов, фраз) тоже не обошлось. “Линейнорамейная Гера”, “беспояснодоспешных”, “После герой, из влагалища меч свой исторгнувший”, и, разумеется, как же без этого: “пышнопоножный”. Вместо «соития» или напрямик – «секса», получаем много эпитетов и эвфемизмов (видимо, слишком неприлично было изображать физический акт):


    “Мощный Эней; от Анхиза его родила Афродита,
    В рощах на холмах Идейских, богиня, почившая с смертным”

    В терем с нею взошел и таинственно с девой сопрягся
    185 Гермес незлобный”



    “Вскоре, едва Илифия, помощная мукам родящих,
    Сына на свет извела, и узрел он сияние солнца”

    “И на Кранае с тобой сочетался любовью и ложем.
    Ныне пылаю тобою, желания сладкого полный".
    Рек он – и шествует к ложу, за ним и Елена супруга.
    Вместе они на блистательноубранном ложе почили”

    О, Боги! О, Герои!


    Только три персонажа из всей книги понравились: Гектор, Гефест и Нестор.

    Гектор выполняет свой долг и расплачивается за идиотизм брата, Париса. Парис – это просто что-то невообразимое. Мало того, что замужнюю женщину украл, нарушил закон гостеприимства, так еще создал о себе впечатление, что отсиживался всю войну в крепости, предаваясь любовным утехам с Еленой. Только два раза мы видим его на поле боя. Первый раз – мужская битва, один на один, за Елену. Битва, которая могла бы окончить войну. Стоило Парису начать проигрывать – унесла его в царские покои Афродита. Второй раз – убил кого-то из лука и сразу же начал требовать награды: “Ой посмотрите на меня, какой я воин!”. Будь я на месте Приама или Гектора, сбросила бы мелкого ублюдка со стены, отдала бы Елену законному мужу, и закончила бы таким образом войну. Но нет. Гектор, даже ненавидя брата, продолжал битву за город, что, честно говоря, вдохновляет и показывает силу персонажа. Сцена прощания Гектора с женой (и младенцем сыном в ее руках) была, наверное, самой трагичной. Слезы были, признаюсь.

    Гефест – вдалеке от всех и всего. Его грот – это как лаборатория: все налажено, все работает, все волшебно. Не вдаваясь в политику и битвы, живет своей жизнью с любимой женой и занимается своим мастерством. Только два раза достаточно было увидеть его в книге, чтобы возжелать такого бога себе в ангелы-хранители (или как в книге говорилось, в божественные покровители). Нестор – смел и мудр, столько хороших советов дал, что могли бы предотвратить множество бед. Разумом ахейцев был. Никто не послушался – вечно на эмоциях и браваде жили наши герои.

    Ахиллес – drama queen и маменькин сынок. Думала в начале, что обоснованная обида была. Да, цари часто отсиживаются и не принимают участия в войне, только награды себе забирают. Праведный гнев, думала. Как же я ошибалась! Оказалось, просто ЧСВ у героя зашкаливает. Ладно бы еще сам разрешил конфликт, так он мало того, что прекратил участия в боях, так еще и маменьке нажаловался, чтобы она папеньку (Зевса) склонила на разрушение Агенемона (то есть, своих же союзников). Разумеется, его друг, доблестный Патрокл, не мог отсиживаться и смотреть на смерти друзей. Отправился в бой. Умер. Разгневался Ахиллес, опять же. Мамочку послал к Гефесту, чтобы сделал ему новую броню. Убил (с помощью Афины, разумеется) Гектора и начал издеваться над телом, как только ему заблагорассудится. Многие моменты показали его как самого настоящего психопата. Не жалко, что падет под Троей. Этот маменькин сыночек – драма квин – психопат заслуживает смерти. Да и чтобы псы его тело поедали и кто-нибудь “развлекался” с его трупом, как он делал с Гекторовым. Даже сцена примирения Приама и Ахиллеса над телом Гектора не смягчило сердца. Казнить, нельзя помиловать.


    У Богов самая настоящая драма. В отличии от описания мифов Куна, здесь мы видим их во плоти, в разговорах, в характере и даже в движениях. Каждый из них имеет любимчиков, чаще всего это дети тех самых Богов, реже – любимые герои. Не обошлось и без дискриминации. Ахиллес разгневал богов своим обращением с телом Гектора. “Неправильно”, думают они. Что нам Гера выдает?


    “Если б равно Ахиллеса и Гектора сами вы чтили?
    Гектор – сын человека, сосцами жены он воспитан;
    Но Ахиллес – благородная отрасль: богиню Фетиду
    60 Я взлелеяла, я возрастила и милой супругой мужу Пеле вручила, любезному всем нам, бессмертным”

    Серьезно? Можешь быть подонком, лишь бы любим нами был. Мораль и законы на тебя не распространяются. К счастью, конфликт был исчерпан рационально (тело Гектора решили все-таки придать погребению).

    Боги тоже участвовали в битве. То вдохновляя, то наделяя могучей силой, то как Зевс, бросая жребий и определяя судьбу. Но, как показал эпизод с Энеем, иногда судьба не была подвластна даже богам. Его судьба была спастись из Трои и основать новую империю, не пасть от гнева Ахиллеса. Поэтому боги спасли его, даже если и он отчасти был виновником смерти Патрокла.

    Боги даже плакались мамам и папам (в основном папе Зевсу). Афродита, когда ту ранила Афина, на что ответ был “Твои дела любовные, доченька, не суйся в битву”. Арес, когда его чуть смертный не убил по велению и с помощью Афины: “Ненавижу тебя сын, не был ты бы мне сыном, жил бы в царстве Аида”. А Афина, как маленькая проказница, вечно за спиной батюшки, небось, улыбалась, будучи любимой дочерью. Артемида, когда Гера ее унизила в битве богов и лук отобрала: “Ну, ну, не плачь доченька, ты же знаешь Гера – стерва. Иди поиграйся на охоте с братиком”. Вот такая драма развивалась на Олимпе. Вопрос меня один мучил жутко: а за что Посейдон Трою ненавидит? Вроде бы один из нормальных богов, без особой драмы. Оказывается, давным-давно кинул его основатель Трои. Посейдон помог построить город, а царь решил быть жадным и отплатить ему фигой. Ох, как же глуп был этот царь…


    Книга помогла узнать много нового. Помимо легенд и мифов, интересные факты сплывали и там и здесь. Например, жертвоприношение богам заканчивалось пиром смертных. Да-да, те животные, которых приносили в жертву, потом съедали сами (практично, не просто так животные умирали хотя бы). Или же обряд гостеприимства был свят в Древней Греции, потому что чужестранцы не имели никакой правовой защиты. А поскольку Греция не была страной, а только сборищем полисов, единственное, что могло защитить тебя – обряд гостеприимства. Сон и Смерть –любимые братья. И жестокие битвы начинались с прелюдий на тему “у кого родословная круче и лошадь быстрее”. Наконец-то узнала, почему Гермес назван аргоубийцой (мучил вопрос еще с Куна). Не аргонавтов он поубивал, а тысячеглазого великана Аргус по велению Зевса, дабы освободить Ио.

    И наконец, как бы хорошо было, если некоторые обычаи дошли до нас. Например, обращение друг к другу:
    О, великая заботливая мать двоих ангелочков, KlenaTil , дщерь (такого-то и такого-то), что восседает в граде Харькове,
    Как “Сияние” Стивена Книга, кому покровитель сам Аид, продвигается?

    Или же:
    Младая Дева, Elizabethy что гранит знания все еще грызет в царстве наук,
    Получилось ли вернуться из долгого и утомительного путешествия на край света?

    Или же:
    София, january8 , мудрости дщерь, покровительствовала тебе Афина, великая мудрая богиня,
    Когда ты, чрез перипетия семейной саги и чудесного стиля многорассудного писателя Инна Бэнкс,
    В печали и слезах пыталась проплыть, используя волшебство современной науки вместо простого пергамента?


    Эх, как прекрасна была бы жизнь, остались бы такие обращения в наших традициях…

    Part 3. Одиссея

    Между первой и второй перерывчик уж очень большой – целых 6 книг, которые, к сожалению, не дошли о нас. Но, тем не менее, “Одиссея” по сравнению с “Илиадой” намного более понятная и интересная. И если “Илиада” была чистым боевиком, то в “Одиссее” смешиваются тысячи жанров, эмоций и чувств в роскошный коктейль.

    Без сомнения это приключения. Что-то типа Индианы Джонса, но для древних греков. Война закончилась. Ахейцы выиграли. Время возвращаться домой… Но не Одиссею, которому Судьба (а позднее и Посейдон) приготовили подарок: бесконечные скитания по морям и потеря абсолютно всех товарищей. Вместе с Одиссеем мы направимся на остров киконов, окажемся в дурмане, что рассеивает память о прошлом как дымку в стране людей с лотосами, попадем на остров дружелюбного царя Эола, который поженил 12 своих сыновей на 12 своих дочерей. А затем ослепим злобного и кровожадного циклопа, что на наших глазах поедал товарищей Одиссея, раздрабливая их черепа и запивая их плоть козьим молоком. Проблемка выдалась в этот момент – циклоп-то был не простой, а сын самого Посейдона… Ох, не вернуться нам теперь домой целыми и невредимыми. Сирен и Сибиллу пройти сможем, а что дальше? Дальше пучина. Вот так читатель и скитается с Одиссеем от одного приключения к другому. Стиль, и особенно перечисления буйных родословных, что действовали как Бог Гипнос на простых смертных, в этом произведение органичны и создают ощущение нахождения прямо рядом с Одиссеем.

    Но не только приключениями “Одиссея” богата. Грот Калипсо и остров Цирцеи принесли моей душе радость – сказку. Вроде бы все красиво, мистично, сказочно, фэнтезийно. В описаниях, в голосах, в поведении, в жилище – везде… Как будто благовонным дымом одурманивает тебя, и чувства уже не так важны. Мышление отключается. Остается только наслаждение и ностальгия по тем временам, когда не нужен был дурман, чтобы оказаться в волшебном мире. Но потом автор жестко разбивает эту красоту и возвращает нас в реальность.

    Реальность, где нет спокойствия. Реальность, где волшебство опасно и лишь средство. Реальность, что приносит боль и страдания. Настоящую реальность, в которой живет Одиссей – слабая надежда на возвращение домой и разбитое судьбой сердце.

    Приключение Одиссея в страну мертвых не только сказочный момент в этой книге. Там мы видим первую трагедию. Первую слезу проливает читатель. Встретил Одиссей много жен славных героев и своих товарищей, павших на поле боя или после. А потом он увидел ее. Она стояла без памяти и чувств, ведь спускаясь в царство Аида, души забывают все. Им нужно напиться крови, чтобы вспомнить. Он не ожидал и не хотел увидеть ее здесь. Не было никаких предпосылок этой встречи. Но он был вдалеке от родного дома уже больше 15 лет… Она умерла. Как свеча сгорала, мучаясь от жуткой боли в теле от болезни. И в сердце, от того, что никогда больше не сможет увидеть своего любимого, единственного сына. Это все. Мать Одиссея умерла. Лишь только одна роскошь, случайная роскошь позволена ему: попрощаться и спросить как. Но этого недостаточно. Он пытается обнять, но она ускользает… Ее больше нет. Она всего лишь тень в царстве Аида.

    Но не нужно умирать, чтобы превратиться в призрака. Его отец, Лаэрт, полумертвец, которому осталось только сердце остановить. Он не живет. Смерть жены, которая, скорее всего, была хоть какой-то опорой, и сын, который даже не умер, а пропал без вести, убивают его. Разруха и беспорядок, что приносят наглые женихи в дом его сына, добавляют горечи в уставшее сердце. Он сгорел – живет с рабами, не замечает реальности, работает на автопилоте. Автор настолько красочно описывает его трагедию, что становится больно. Больно за своих стариков и стыдно за себя. Ведь старость… Старость одинока, а юности нет времени, А потом становится слишком поздно.

    Верный, любимый пес ждал. Ждал хозяина, снося безразличие всех вокруг. И, наконец, хозяин пришел, хоть и замаскированный, но все же свой. Обрадовался пес. Обрадовался Одиссей. Но мойра решила обрезать нить жизни… Всего лишь мгновение на то, чтобы побыть с верным другом. Но, может, это не ирония судьбы. Может, единственная причина, почему пес тянул так долго (ведь ему уже за 20 лет) – единственный смысл жить вопреки смерти была надежда увидеть хозяина. Любовь может творить чудеса.

    Жена Пенелопа верна мужу. Он для нее все. Она для него все. Обручившись в далекой молодости, недолго им пришлось наслаждаться своим счастьем – через год-полтора Одиссею пришлось уйти на войну, оставив свою молодую жену с маленьким ребенком на руках. Война закончилась. Все вернулись домой, один Одиссей пропал. “Нет, твой муж не пал на поле боя, он возвращался домой”. Надежда. Надежда умирает последней. Кровососущие комары, коим имя женихи, все сватаются и сватаются за Пенелопу. Ладно бы только сватались и приносили подарки, так они и поедают все хозяйство, и выпивают все вина в доме Одиссея. И каждый из них ждет не дождется, когда же Пенелопа станет его женой. А ей противно и тошно. Ведь только один мужчина – жених. Ведь только один мужчина – муж. Ведь только один мужчина – настоящая любовь. Но его все нет и нет.
    А стоит возвратиться, лишь пару мгновений им отмерено, чтобы насладиться своим счастьем, что украла война. Судьба приготовила новые подвиги Одиссею, и вскоре он должен отправиться спасать мир. А она будет ждать и ждать, когда боги сжалятся и разрешат быть им вместе. Неразлучно. А вы думали “Ромео и Джульетта” самая трагичная история? К черту. Одиссей и Пенелопа намного печальнее и вернее.

    Но хватит о грустном. Был и юмор в этой книге. Чего только стоит история ослепления циклопа! И вином напоил, и себя назвал “Никто”, чтобы никто не догадался, что происходит в пещере, и своих товарищей спас, спрятавшись под быками. Действительно хитроумный Одиссей. Была и мелодрама. Калипсо влюбилась в героя, держала его силой на своем острове и каждую ночь насиловала бедного в слезах, пока Зевс не сказал – хватит. А затем была волшебница Цирцея, что тролить людей любила, превращая их в свиней и львов. Но не прошел этот номер с нашим героем – перехитрил он ее. И было бум-бум-бум с Цирцеей весь следующий год. И великолепные песни сирен смог послушать без всякого риска. Не только мускулами богаты, но и мозгами.

    Шкатулка занимательных фактов пополнилась тоже. Во-первых, множество новых легенд и мифов сокрыты в произведении. Во-вторых, наконец-то Афина показана не только, как самая настоящая сволочь и папенькина дочка, но и как разумная, добрая богиня. Возможности ее раскрыты в большей степени, чем в Илиады. Да, знаем, что может перевоплощаться и вселять различные чувства в сердца людей. Но это не все. Она может превращать и других, являться во сне, дабы подать знаки и становиться призраком, который могут видеть только избранные. В-третьих, в Одиссее мы идем зарождение эксплуатации народов аристократией. Красивые и богатые подарки обязуется царь давать своим гостям. Вопрос: кто платит? “Соберем с народа”. И наконец, происхождение “рвать на себе волосы” - ранее люди отрезали небольшое количество волос, чтобы положить это мертвому в гроб. Зачем? Скорее всего, для памяти. Затем, разумеется, все немного изменилось, и пришла мода на волосы мертвого как небольшая память. Все-таки интересно все это.

    ***


    Вот и заканчивается мое приключение в Древнюю Грецию. “Одиссея”, без сомнения, стала любимой. Но чтобы понять и почувствовать очарование этого произведения, необходимо было прочитать Куна и Илиаду. Этакое крещение огнем: Кун знакомит с мифами и прививает иммунитет к бесконечному описанию родословных и тысяч героев, Илиада проверяет на прочность своими описанием 100500 событий и героев на одном листе и монотонностью повествования: война, война, война, драма. А “Одиссея” не только дарит сказку и приключение, но и затрагивает что-то сокровенное внутри.

    Подумать только – произведение описывает колыбель человечества. Взять, к примеру, географию. Черное море казалось огромным океаном, опасным, страшным и необъятным. Сейчас же и Земли нам мало – уже в космос устремились. Но все же есть тонкая ниточка, что соединяет нас с тем временем. Есть моменты, которые понятны даже сейчас. Есть проблемы, которые, как и 6000 лет назад, актуальны и сегодня…Любовь. Верность. Страдание. Смерть и жизнь. И в этом магия книги. Прикасаясь к древнему памятнику, ощущаешь чувства, которые не изменяются. Которые вечны. В мире, где все меняется каждую секунду, где стабильность всего лишь утопия, осознать существование универсальной и вечной нити, настоящее блаженство, что приносит Надежду и Спокойствие.

    22
    247