Рецензия на книгу
Черный обелиск
Эрих Мария Ремарк
Аноним30 января 2015 г.Думаю, что каждый человек, читая какую-то книгу, обращает внимание на то, что важно именно для него. Так и я. Ни раз слышала шутки о книгах Ремарка, мол все у него пессимистично, каждая история имеет плохой конец, а возлюбленная главного героя обязательно умирает, жизнь - тлен, отдушину можно найти только в крепком алкоголе. Может быть что-то действительно так, но о "Черном обелиске" у меня свое субъективное мнение.
Начну с того, что я уже скучаю по этому роману. Поводом для прочтения послужила инфляция... Коллега написал на Фейсбуке: "События сегодняшних дней вернули меня в атмосферу "Черного обелиска" Ремарка". В тот же день я взялась за эту книгу. Во-первых, все-таки стало интересно, что же было тогда, в промежутке между двух мировых войн, действительно ли можно соотнести это с современностью, во-вторых, роман одного из любимых авторов давно был в обязательном списке прочтения.
Атмосфера, которую я ощущаю в Москве сейчас (именно в Москве, не в Сибири, откуда я родом) по моим ощущениям во многом схожа с настроениями в послевоенной-предвоенной Германии. Люди потеряны, не знают, в какую сторону им идти, как вернуть былую роскошь, где работать, к чему стремиться, и как вообще выживать. Ставшие жертвами страшных исторических событий, они не могут предугадать, что будет завтра. Инфляция настолько не предсказуема, что может случиться так, что на следующий день, вместо ресторанного обеда, на скопленные деньги получится купить лишь бутылку молока. Человек человеку - волк, и даже самые добродушные становятся грубыми и отстраненными.
Фирма, где работает главный герой, продает памятники. Это приносит кое-какую прибыль, востребовано, ведь смерть повсюду. Мне кажется, люди из "Черного обелиска" настолько привыкли к ней, что стали относиться к этому явлению сдержаннее, даже циничнее. Молодые влюбленные парочки занимаются любовью на кладбище, держась руками за могильные кресты, мастер по гробам устроил себе в одном из своих произведений шикарное ложе, семья пьяницы-фельдфебеля с невозмутимым спокойствием заранее начинает шить себе траурные платья, узнав, что старику осталось жить считанные дни. Жены изменяют мужьям, а те дамы, которые когда-то были главному герою в качестве воспитателей (на мой взгляд, одни из самых человечных женщин романа), работают в публичном доме. На фоне всего этого герой пытается полюбить... Дама сердца отвечает взаимностью, но, узнав, что другой мужчина в состоянии кормить ее в ресторане и купить шубу, уходит, честно объясняя корыстные причины.
Отдушина Людвига - сумасшедший дом (да-да, в прямом смысле), куда он ходит, скажем так, в благотворительных целях - для общения с пациенткой, страдающей шизофренией. По словам врача, после бесед в парке бедняжке Женевьеве становится лучше. Эта девушка далека от ужасов войны и нищеты, она живет в своем мире, и герой видит в этом создании светлое, искреннее и не испорченное - может быть, она не в своем уме, но она не будет думать о том, как извлечь выгоду, не станет обманывать.
25-летний Людвиг смотрит на жизнь в качестве наблюдателя. Он тяжело переживает общение с людьми, чьи души "искалечены", но в то же время привязывается к ним, считает их своими друзьями. Герой романа понимает - что бы не случилось, нужно всегда оставаться человеком.
Период инфляции - период маленькой жизни, которая заканчивается, и наступает новый этап. Вместе с ним - новые люди. С жителями маленького городка Людвиг больше никогда не встретится, хоть прощаясь мы всегда обещаем друзьям непременно увидеться... Читая роман, я ставила на место главного героя себя, проводя параллели со своими друзьями и коллегами, вспоминая свои влюбленности-иллюзии, обманы и разочарования, тяжелые прощания... И могу сказать, что самый главный урок для меня от Ремарка таков: ценить своих близких, ценить жизнь здесь и сейчас, потому что вокруг всегда есть люди, которым может быть гораздо хуже, чем тебе, быть отзывчивым, и да... продолжать искать, искать себя, пока не встретишь! Это было грустно и, в то же время, прекрасно, прекрасно потому, что честно. Спасибо, дорогой Ремарк!322