Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Момент истины

Владимир Богомолов

  • Аватар пользователя
    Аноним23 сентября 2024 г.

    Новое прочтение культового романа Владимира Богомолова... или Операция "Неман" - лучшая экранизация "Момента истины"...

    Перечитать заново "Момент истины" меня сподвигла новейшая экранизация романа Владимира Осиповича "Операция "Неман" режиссёра Сергея Виноградова. Кстати, изо всех предыдущих - лучшая. То, что фильм Михаила Пташука "В августе 44-го" вышел на редкость неудачным признал даже сам автор. А вот виноградовская "Операция "Неман" при всех своих недостатках выгодно отличается от своих собратьев. Прежде всего тем, что создателям мини-сериала удалось весьма достоверно отобразить атмосферу романа. Кстати, экранизировать роман Владимира Богомолова весьма непросто, потому как он не кинематографичен. И, прежде всего тем, что на протяжении всего романа параллельно с поисками группы капитана Алёхина диверсантов автор рассказывает о борьбе "смершевцев" с вражеской агентурой. Вот именно этот момент и создаёт неповторимый колорит эпохи, потому как группа Таманцева на протяжении большей части повествования тянет "пустышку". Поэтому и многие сцены картины Пташука выглядят как небольшие театральные этюды из серии "я в предлагаемых обстоятельствах", задача которых заключается в том, чтобы создать у зрителя такой эффект, чтобы он поверил в реальность происходящего. Давайте, к примеру обратимся к эпизоду поисков Таманцева-Галкина в Шиловичском лесу. Камера показывает зрителю Галкина, который осторожно пробирается в лесном массиве, поминутно что-то выглядывая в траве... Затем следует наплыв... дуло немецкого автомата, очередь в сторону Галкина-Таманцева, кульбит последнего, выстрелы... и на этом всё... Причём выполнено всё на уровне художественной самодеятельности. Герои Пташука - это "сверхчеловеки", герои Виноградова - обычные смертные люди, не лишённые простых человеческих слабостей. И им сопереживаешь по-настоящему. Героям Пташука - нет. Ну не тянет Юрий Колокольников фактурой на Блинова, никак не тянет. Да и Галкин-Таманцев не совсем вписался в роль. Создаётся впечатление, что и Евгений Миронов и Владислав Галкин "тянут одеяло на себя"... Перечитывание "Момента истины" лишь подтвердило верность решения автора "отречься" от "В августе 44-го" Михаила Пташука. Работа Сергея Виноградова, на мой взгляд, значительно больше соответствует авторскому замыслу. Более того, перенос засады на место, где "Неман" укрывал рацию выглядит значительно более правдоподобным нежели засада у леса в первоисточнике. Действия группы Мищенко в данном эпизоде выглядят по меньшей мере "идиотскими", а между тем, судя по дешифровкам и информации о Мищенко он таким не является. И вдруг эти хвалёные вражеские диверсанты "поступью Фортинбрасов" дуют на рассвете прямо из леса. Им что, ночи было мало? Переться прямо на рожон. Я уж не говорю о том, что "абверовцы" попросту не могли так мощно проколоться с формированием и документацией группы.
    И уж откровенно "слабым звеном" выглядит агент-радист Серёга, который оказался "хлюпиком". На поверку выходит, что абверовцы были "откровенные обалдуи", если в составе спецгруппы отправили подобного субъекта. В варианте Виноградова группа Мищенко показана во всей красе. И у зрителя уже не вызывает сомнения в том, что это - настоящие вражеские асы. А вот поверить в то, что персонаж Балуева - это Мищенко может только тот человек, который не читал роман. Да и члены его группы на спецагентов ну никак не тянут. То ли дело "Неман" Виноградова. Особенно хорош Алексей Кравченко в роли Мищенко. Попадание в роль на сто процентов. Хитрый, беспринципный и коварный враг. Под стать ему и другие вражеские агенты. Интересной авторской находкой является введение агента "Матильды" в исполнении Сергея Маковецкого и другие режиссёрские придумки - банда Лукаша, недобитые фашистские формирования, председатель Акулич и многое другое. Чем же хороша экранизация Виноградова? Во-первых - это единственная картина которая достоверно передаёт атмосферу книги Богомолова. Во-вторых - режиссёр намеренно отказался от образов "сверхгероев". У Виноградова даже знакомый нам по "Смершу" Макаров выглядит вполне обычным человеком. Поэтому отказывающим Алексею в профессионализме стоит заметить, что воплощая образ Таманцева Макаров, знакомый нам по роли спецагента Волкова из "Смерша" выполнял режиссёрский замысел. Что и говорить, покуролесил Сергей Виноградов в "Операции "Нёман" знатно. От первоисточника в мини-сериале мало что осталось. Но, возможно рейтинг "Операции "Неман" от этого бы нисколько не пострадал если бы данный сериал был представлен в несколько ином формате. К примеру, как "Дорога огня" в "Смерше", которая снята по мотивам романа Владимира Веденеева "Взять свой камень" . Кстати, "Операция "Неман" не просто экранизация романа Владимира Богомолова. Она выполнена под стилизацию культового сериала "Смерш". Об этом свидетельствует и видеозаставка, и саундтрек "Операции "Неман". Да и генеральным продюсером и "Смерша", и "Операции "Неман" является всё тот-же Алексей Пиманов. А если учесть, что и тот и другой сериал - продукты группы компаний "Star Media" то подобный формат не вызвал бы нареканий. Поэтому перечитывание романа Богомолова лишь убедило меня во мнении, что на сегодня, при всех своих недочётах, "Операция "Неман" Сергея Виноградова - это лучшая экранизация "Момента истины"...

    61
    1,1K