Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ребенок Розмари

Айра Левин

  • Аватар пользователя
    Аноним28 января 2015 г.


    Меня заинтересовала эта книга тем, что была написана в 1960-е гг. и про 1960-е гг. об одном интересном получившем тогда всплеск популярности (надеюсь, я не преувеличила) явлении - современном сатанизме. Интересно посмотреть, как тогда сами современники оценивали и отражали в художественной литературе сие непростое для культур стран, выросших на христианской традиции, явление. По логике вещей сатанизм должен был всегда существовать и существовал именно как антипод христианству (порой - из предыдущих верований), как протест христианскому давлению (а ни для кого не секрет, что христианству свойственно не добровольное ожидание, когда им кто привлечется, а порой и насильное навязывание с борьбой за сферы влияния, нередко - за политические). Неудивительно, что антипод действовал теми же методами и в той же плоскости мировоззрения, тем же понятийным аппаратом, только объекты поклонения заменяя на противоположные. А на волне движения к свободе во всем, и даже за гражданские права негров, в то время в Америке могло возникнуть что угодно. Отсюда Церковь Сатаны Антона ЛаВэя - вполне закономерное явление.

    Но книга совсем не об этом.

    А о том, что в быту, в жизни сатанизм привлекал. И привлекал именно в материалистичном плане. Грубо говоря, когда все хотят, чтобы их желания исполнились. Вот и муж Розмари хотел быть знаменитым актером, как минимум, начать хорошую карьеру. Современный мир махрового материализма его за это нисколько не осудит. Только вот за способ добывания сего можно осудить, ведь сатанизм известен приверженностью к отторжению господствующей морали и нравственности; люди побаиваются кровавых ритуалов, жертвоприношений (особенно - стать их жертвой). Розмари же хотела ребенка. Оба получили желаемое, вроде бы всё хорошо.

    Но интрига в интриге:) В центре рассказа - мысли и наблюдения Розмари, это с её стороны мы видим всё происходящее. И если читатель сразу догадывается, что в новых знакомых что-то не так, то интрига повествования - когда об этом догадается Розмари. И вот здесь я с удовольствием понаблюдала за еще не феминистическим образом мысли замужней дамы 60х гг. в Америке, хлопочущей по дому и ждущей мужа с работы. К тому же я помню, что Розмари - девушка из глубинки, город её не избаловал и не пресытил изысками.Поэтому она довольно простовата, наивна и доверчива. Так и вижу, как современных искушенных и самостоятельных дам это раздражает! :) * И это оказалось ключом ко всем планам её новых знакомых-сатанистов, дабы вырастить в ней дьявольского ребенка. Любопытно, что конец книги несколько неоднозначен: Розмари вроде не принимает желания быть в секте, но материнский инстинкт (за который книга меня тоже ловила, причем за больные места) вроде не оставляет ей вариантов.

    Сами сатанисты показаны довольно противными и отталкивающими: болтливая назойливая Минни, докучливый Роман, склочная Лаура-Луиза, - все старые, нелепо одетые, некрасивые. И - на первый взгляд - довольно безобидные. Кто подумает плохое на группу старикашек? А вот муж Розмари - другое дело. Автор сама описала его довольно точно :


    Тщеславый, мелочный, эгоистичный и лживый

    Я согласна - истинный сатанист:)! В такую компанию он хорошо вписывается. И в противопоставлении к вышеописанным качествам Розмари умело обманывает её на протяжении всей книги.

    Вот такая незамысловатая история обмане с участием интригующе-фактурной религиозной субкультуры. Мне книга понравилась. Многого я от неё не ждала, больших надежд не возлагала, поэтому разочаровываться (аки спускаться с вершины ожидания) мне нечему. Свою маленькую дозу мировоззрения (и даже быта) 60х гг. на колоритное явление "сатанизм в художественной литературе" я получила, чем довольна. Книга написана простым языком, особой идеи не несет, не проталкивает и не навязывает. Тяжелыми мыслями не грузит, в религиозные рассуждения (что ловко обойдено вниманием!) не уводит, жестокостей и насилия не показывает. Обычная жизнь с такой экзотичной начинкой :)

    А, может, как раз в том и суть, чтобы показать, как сатанизм в обыденности может вполне существовать, и именно в такой удачной безопасной форме, по сравнению с крайностями, которые недаром приведены в книге как истории с каннибалами и колдунами, стяжавшими недобрую славу дому Брэдфорд, в котором и происходят все события?!...

    На это вопрос каждый ответит самостоятельно.
    Одно могу посоветовать: не ждите от книги полувековой давности современных стандартных приемов ужастиков-триллеров. Всё-таки в те времена это на поток не ставилось и таких лихих сюжетцев/героев не было. Иначе будет как у ребенка, пресыщенного всякими видами кондитерских тортов и уже не понимающего вкус простого сахара.

    6
    33