Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Кожа

Роальд Даль

  • Аватар пользователя
    Аноним28 января 2015 г.

    СПОЙЛЕРАТО

    Роальд Даль всегда стоял в моей воображаемой классификации авторов под тегом "тёмный сказочник". Почитала его рассказ "Кожа" и поняла, что он не просто тёмный сказочник, а ещё и довольно злой. Впрочем, это скорее плюс, чем минус, и я надеюсь, что мне когда-нибудь попадут в руки его книжки. "Матильда", например, выглядит очень аппетитно.

    Рассказ повествует нам о старичке, который бредёт по улице и видит картинную галерею. В ней выставлены картины человека, которого он знал 30 лет тому назад. Тогда этот художник был ещё совсем мальчишкой, причём интересным географически. Интересным — в смысле мне интересным. Рассказы ведь такая сжатая форма, что любые детали в них не случайны. А детали, которым отводится очень много места — так вообще пропускать нельзя. Автор долго рассказывает, кто такой этот художник — русский калмык, который родился в небольшом селе где-то под Минском. Да и главный герой тоже говорит (хотя не факт, что этому можно верить), будто откуда-то из тех мест. Что этим хотел сказать Даль? Что самородки валом валят из русских глубинок, как Марк Шагал? Ведь тот парень, который выставляется в галерее, если не гений, то явно талант. По крайней мере, в денежном эквиваленте его оценивают очень высоко.

    Старичок заходит в картинную галерею, и его пытаются оттуда выставить. Вроде как негоже свиным рылом в калашном ряду богеме настроение портить. В ответ на предложение удалиться, пока ему не дали в старую тыкву, дядька обиженно орёт, что у него тоже есть картина этого художника. И пока не вытолкали взашей — снимает рубашку.

    Оказывается, что этот старикан как-то бухал вместе со своей женой и юнцом - будущим великим художником. В порыве пьяного пафоса он попросил друга степей калмыка нарисовать у него на спине портрет его жены, а потом сделать аналогичную татуировку поверх картины. Сам старик по профессии как раз был татуировщиком, вот он художнику всё и показал. Калмык любил его жену, поэтому портрет вышел особенно восхитительным.

    Уже в этот момент меня насторожило, что к главному герою отнеслись, как к вещи. Вроде как ты полотно, так беги-ка на мольберт. Но с творцом не поспоришь. Другое дело, когда "картину" старика начинают покупать. Хотя это часть его, татуировка от копчика от шеи. И вот уже кто-то предлагает огромные деньги, чтобы содрать эту кожу, пересадить на её место новую, а старик бы безбедно жил до самой смерти. Которая, несомненно, наступила бы весма быстро, потому что ему уже 61, а завидным здоровьем он похвастаться не может.

    Вот уже в толпе поклонников искусства звучат вопросы, сколько нужно заплатить, чтобы пристукнуть старика и стырить его татуировку. Это же искусство! Что там живой человек, по сравнению с вечным искусством? За коллекционную вещь не жалко чужую жизнь разменять.

    И вдруг старику делают неожиданно и весьма экстравагантное предложение. До конца жизни ему предлагают жить в гостинице "Бристоль" в Каннах, вкусно жрать, сладко спать, наслаждаться всеми прелестями райского уголка, но взамен — постоянно ходить без рубашки по пляжу, чтобы все посетители могли любоваться татуировкой-картиной и охать от восхищения и удивления. У старичка чуйка сигнализирует, что предложение какое-то странное, но коварный соблазнитель помимо далёких благ, которые пока потрогать нельзя, заодно предлагает прямо сейчас пойти и откушать жареную уточку c отличным винцом (тут, кстати, конфуз, потому что переводчик поленился посмотреть название вина и с лёгкой руки окрестил "Шамбертен" "Чамбертином"). Уточка — вот она — и старик сражён.

    А через несколько недель — и вот тут вся сила облома и перехвата дыхания by Роальд Даль — портрет прекрасной женщины, что раньше украшала спину старика, в рамочке уходит с аукциона для богатых ценителей искусства. Мы же узнаём, что не существует никакой гостиницы "Бристоль", так что даже надежды на то, что старик успел перед смертью насладиться хотя бы жареной уточкой у нас нет.

    Тут, конечно, больше сыграла тяга к баблу, чем тяга к искусству. Но мне интересно, сколько присутствующих в той галерее товарищей готовы были пристукнуть старичка или содрать с него кожу заживо не ради денег, а ради других мотивов. Не обязательно связанных с искусством. Я всё-таки наивно убеждена, что человек, тонко чувствующий прекрасное, чувствует его дыхание во всём, а значит не причинит другому вреда, потому что это безобразно. Но с искусством столько всякой петрушки связано. Коллекционерский раж, желание обладать, жажда хвастануть редкой штучкой и просто показать свой тонкий вкус. Ради таких вещей много кто может и старика в переулке жареной уткой пристукнуть и на ежа в поле голой пятой точкой сесть.

    48
    2,3K