Рецензия на книгу
Илиада. Одиссея
Гомер
azolitmin27 января 2015 г.«Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос», и я замахнулась отрецензировать самого великого и ужасного Гомэра, овеянного веками, почитателями и несколькими экранизациями. Ну и Куна, конечно, за компанию.
Ну что еще такого можно сказать о Гомере, чего не сказано до меня? Вряд ли тут можно дать какую-либо «оценку» его произведениям – по меркам современной литературы его мерять нельзя, а как мерять по меркам древнегреческой литературы я не знаю. Поэтому уж я лучше тихоньку выскажу, как именно мне по душе пришелся этот эпос.
Во-первых «Илиада», сюжетом я разочарована. Ни начала, ни конца, просто беконечное топтание героев под стенами Трои, сопровождающееся потерями с обеих сторон (как героев, так и доспехов, а также врменами боевого духа, храбрости и надежды). Нет даже ни слова о Троянском коне(
В битву также ничтоже сумняшеся лезут боги и путают смертных, а так как богов маловато, они выступают то на одной стороне, то на другой, подогревая интерес и кровавую битву.«В верх переносицы: хряснула кость, и глаза у Пизандра,
Выскочив, подле него на кровавую землю упали».
.
Собственно в перечислении кого, как и кто убил и состоит большая часть Илиады. Читать тяжело, каждую фразу надо как минимум прочесть два раза (это явно Гнедича проделки) – на первый раз знакомишься со словами, на второй раз доходит смысл. Иногда требуется и третий, контрольный. Но потом ничего, втянулась, главное, следить за запятыми (и желательно читать вслух, как меня все время и тянуло, только убедитесь что рядом нет сочувствующих домочадцев. На крайний случай, можно шепотом)). Вспомнился «высокий слог» у Кинга в Темной башне – так вот что оно такое – Высокий Слог!
Сам Гнедич объясняет как читать Гомера так: «Илиада» заключает в себе целый мир, не мечтательный, воображением украшенный, но списанный таким, каков он был, мир древний, с его богами, религиею, философиею, историею, географиею, нравами, обычаями - словом, всем, чем была древняя Греция. Творение Гомера есть превосходнейшая энциклопедия древности. С такой точки зрения должно смотреть на поэмы Гомера. Они подобны книгам Бытия, суть печать и зерцало века. И кто любит восходить к юности человечества, чтобы созерцать нагую прелесть природы или питаться уроками времен минувших, пред тем целый мир, земной и небесный, разовьется в "Илиаде" картиною чудесною, кипящею жизнью и движением, прекраснейшею и величайшею, какую только создавал гений человека. Не славу одного какого-либо племени, но целого великого народа; не одни блестящие свойства какого-либо героя, но все характеры, все страсти человечества юного, все стороны жизни героической обнял и изобразил великий живописец древности. Надобно переселиться в век Гомера, сделаться его современником, жить с героями, чтобы хорошо понимать их».
Что тут еще добавить, все так, главное не забывать об этом во время чтения. В принципе нельзя сказать что я не получила удовольствия, но скорей не от текста, а от осознания «ай дя я» - осилила Илиаду, гекзаметр, медянодоспешных данаев, лилейнораменных богинь, лепокудрых дев и пыщ-пыщ.Во-вторых «Одиссея». По сравнению с «Илиадой» тут движение и события, и в плане чтения пошла значительно легче (что вряд ли заслуга Гомера, скорее Жуковского). Все старые знакомые и хорошо известные истории странствия Одиссея. Прочитала с удовольствием, уже не в первый раз, заодно вспомнила подзабытое. Сюжет динамичный, герои с характерами, есть мораль, приключения, любовь и кровь)
В-третьих Кун. Тоже большая часть уже где-то читана, слышано и видано. В начале Кун повествует о происхождении Мира, богов и людей, показывает что боги – те же люди, только в профиль: так же гневливы, завистливы, склочны и ревнивы, не чураются везде и всюду лезть в дела людей и заводить с ними потомков. О славных похождениях некоторых из них тоже рассказано в этой книге. Также открывается тайна происхождения нескольких видов птиц и растений, но не буду раскрывать все карты.
Если честно, после Куна у меня в голове осталась одна каша. Не упомнишь, кто чей сын/мать/отец/брат/жена и т.д. и т.п. Имена практически не задерживаются в памяти. Постоянно бивает с толку упоминание одних и тех же сквозных героев, приходится выстраивать в уме пространственно-временно-родственные связи. Чтобы совсем разобраться, хотелось нарисовать обширную схему на ватмане со стрелками, цветными кружочками и взаимосвязями. Я кстати советую так и делать) Да еще эти боги со своими кровосмесительными связями… Хотя оно и логично, откуда же им еще размножаться. Если читать поверхностно, не вникая, откуда вдруг берутся у богов родители, жены и мужья, то все понятно.
В целом книга отличный вариант для беглого ознакомления с древнегреческой мифологией, для тех ктохочет быть в курсе, но не хочет читать Овидия, Пиндара, Мосха, Софокла, Вергилия и иже с ними. Этакий экспресс-вариант. Это весьма удобно с одной стороны, но с другой – все сильно спрессовано, имена и места так часто сменяются, что в голове после них пустота, как говорится, слышал звон, да не знаю где он.В общем и целом могу с уверенностью сказать, что сыта греческой мифологией под завязку.
P.S. Что касается печатного издания – судя по любезно предоставленному издательством бесплатному отрывку, книга получилась качественная, отлично оформлена и богато насыщена иллюстрациями, которые должны скрасить чтение и добавить наглядности. Не сомневаюсь, что в руках ее держать приятно, да и на полке она будет выглядеть солидно.
3100