Рецензия на книгу
Поющие в терновнике
Колин Маккалоу
Аноним19 сентября 2024 г.Роман о неверном жизненном выборе и потерянном счастье…
Очень многие люди проживают жизнь, полную настоящих терний и страданий: «Мы сами создаем для себя тернии и даже не задумываемся, чего нам это будет стоить. А потом только и остается терпеть и уверять себя, что мучаемся не напрасно».
«Поющие в терновнике» – это второй роман австралийской писательницы Колин Маккалоу, написанный в 1977 году. Он охватывает во временном промежутке почти целую эпоху – 1915-1969 годы. Десятилетия, за которые мы видим, как меняется страна (Австралия), люди, их принципы и убеждения, чувства. Это сага, где есть развитие, размышление и анализ. Я читаю роман уже второй раз и вижу многое совершенно иначе. Первое «юное» прочтение не позволило охватить всю проблематику широко и объемно.
Как можно потерять свое счастье? Всю жизнь терпеть, быть замужем без любви? Рожать одного за другим детей, но не испытывать к ним ни тепла, ни нежности. Просто нести свою ношу женщины и не роптать? Бояться проявить нежность даже по отношению к себе. Смиряться, подчиняться, не высовываться. Нести крест жены «рабочего человека». Никому не открывать свою душу, не иметь ни друзей, ни опоры. Носить в глубине своего сердца только одно воспоминание о неравной юношеской любви, которая чуть было не привела к бесчестию и позору, чуть было не стоила жизни и репутации. Это пример матери главной героини, Фионы. Образ, типичный и поныне…
Избрать путь священника, связав себя узами только с Богом через католическую церковь? Отречься от чувств, подавив их и смирив себя. И вновь терпеть… Жить в иллюзии. Принадлежать церкви, стать ее сыном. Это удел отца Ральфа. Но и его жизнь ставит перед мучительным, жесточайшим выбором – любовь и отречение от сана или продолжение духовной карьеры. Он грешит, но все же выбирает путь к становлению кардиналом. Но разве это не обычное честолюбие? Разве Богу важны твои регалии?
Счастлив ли Ральф? Мы видим его тернистый путь от приходского священника до кардинала. Жизнь подходит к старости, а он вроде и не жил вовсе… «Может быть, я сделал открытие, что святая церковь – колосс на глиняных ногах? Может быть, я продался за чечевичную похлебку? Гоняюсь за призраками? Вот, пожалуй, в этом вся суть. Я и сам – только собрание избитых фраз. Это Ватикан виноват, там все очерствело и одряхлело, там нет жизни». Ральф даже не может распознать в своем ученике-семинаристе собственного сына, как две капли воды на него похожего: «Ни один человек на свете, будь он мужчина или женщина, не видит себя в зеркале таким, каков он на самом деле».
Приносит ли счастье сказочное богатство? Богатая старая вдовствующая «паучиха» Мэри Карсон, которая всю жизнь только и делает, что ставит козни и плетет интриги – это пример того, как алчность, тщеславие и гордыня разъедают душу уже при жизни. Она даже умирает по собственному желанию, закатив пир и званый ужин, и нарядившись в белое платье в семьдесят с лишним лет, как невеста. Умирает и сразу же начинает смердеть, гнить телесно. Это такая аллегория, которая дана автором не случайно. А с тем, чтобы показать читателям, как связаны душа и тело. Чем чернее душа, тем быстрее разлагается после смерти тело.
Даже последняя воля «старой паучихи» – ее завещание – одновременно насмешка и вызов. Вызов к человеческому тщеславию, которое, увы, побеждает.
Счастлива ли Мэгги, главная героиня романа, весь стержень этой семейной саги? Полюбив священника, полюбив запретный плод еще в детстве, она терзается, а, вырастая, просто выходит замуж за первого встречного, бежит от своей любви. Рожает дочь от нелюбимого мужа, не испытывая к ней никаких чувств. Но судьба коварна. Вкусив запретный плод, Мэгги таки получает заветное семя – сына от любимого Ральфа. Думая, что обманула Бога, взяв у него его часть, она и представить не может, какой удар преподнесет ей жизнь через 26 лет. Когда придется отдать Богу его дитя, отдать того, кто был зачат во грехе.
По иронии судьбы сын выбирает духовный путь, духовный сан. Сам, осознанно решив, что никогда не будет переходить к «плотским» практикам, вместо этого сохранив духовную чистоту и целомудрие.
«Птица с шипом терновника в груди повинуется непреложному закону природы; она сама не ведает, что за сила заставляет ее кинуться на острие и умереть с песней. В тот миг, когда шип пронзает ей сердце, она не думает о близкой смерти, она просто поет, поет до тех пор, пока не иссякнет голос и не оборвется дыхание. Но мы, когда бросаемся грудью на тернии, – мы знаем. Мы понимаем. И все равно – грудью на тернии. Так будет всегда».
Кто является этой птицей? Кто олицетворяет ее в романе? По моему мнению, каждый герой в той или иной степени идет по своему тернистому, безрадостному пути. Их ведут зачастую иллюзорные цели, страхи, чужие идеи, они не знают себя настоящих, боятся оказаться наедине с собой. Некоторые, так и не найдя счастья, находят некое подобие покоя.
Роман актуален сейчас как никогда. Все мы хотим счастья. Но мы боимся его обрести, потому что веками привыкли к терниям, страданиям и тяготам. Мы забыли одну маленькую истину – чтобы встретиться со счастьем, нужно, в первую очередь, познакомиться с собой.
~Julietta Vizer8441