Рецензия на книгу
Бегущий за ветром
Халед Хоссейни
asia_shelestoman18 сентября 2024 г.Бегство из страны
Вторая встреча с Хоссейни - в большей степени радость, чем боль.
Ай да "прелесть" с элементами Голливуда, Болливуда и даже Лолливуда. Это я утрирую, но реализм в романе точно сочетается со сказочными вкраплениями.
Про лолливуд я узнала как раз из книги "Бегущий за ветром". Это пакистанские фильмы, которые снимают в Лахоре. Остросоциальные и жутко страшные, на бытовые темы, никакой мистики. Жизнь как она есть.
История Амира - дебютный роман Хоссейни, вышел в 2003. Он читается как автобиография, но если обратиться к авторскому комментарию, становится ясно, что события и герои вымышленные. Реальны конечно воспоминания, связанные с Афганистаном и впечатления от Америки, все описанные бытовые зарисовки, разруха, история Афганистана 70-х и 90-х годов изложены возможно правдиво, и уж точно пронзительно. Сквозь строки отчётливо видно трогательное отношение автора к родине, а ненависть к талибану просто зашкаливает - уж каких ужасающих тварей он изобразил, во что превратились города и люди, живущие в страхе! Автор явно понимает эту тему и сделал всё, что было в его силах, чтобы внушить отвращение читателя к мерзким тупейшим фанатикам. Бьёт не в бровь, а глаз. Не исключаю, что пропаганда очевидная, но если не зацикливаться на конкретно этой стороне медали, в романе есть и достоинства. Хотите историю, факты - читайте исторические хроники, документальную литературу. У романа другая цель, и я уверена, что не одна лишь пропаганда двигала автором, нутром чую. Книга вышла прекрасная.
Другой вопрос - что тут ещё и масса насилия, в том числе над детьми, возрастной ценз, на мой взгляд - 14+, издатель даже ставит 16+. И всё же хотелось бы видеть подростка с этой книгой в руках, ох как хотелось бы. Роман о взрослении, тут и вечная тема отцов и детей и рецепт о прощении и принятии. Всё, что нужно постараться понять подрастающему поколению о родителях и о войне. О значении предательства и всех последствиях, которые оно за собой влечёт.
В книге было несколько сильных запоминающихся моментов, после которых я зацепилась за роман. Один отмечу.
Классная, на мой взгляд, зарисовка - фрагмент в американском супермаркете. Отца Амира хозяин просит показать права (удостоверение личности), когда Баба пытается выписать чек. Это был потрясающий сильный момент! Тут всё, начиная с реакции афганца и заканчивая рефлексией повествователя - великолепно прописано. Почему именно он запомнился? Это так умно и тонко, когда он на таком простом примере показывает глубокую пропасть в разнице менталитета американца и уроженца Афганистана!
"Что за страна! Никто никому не верит!"
"в Кабуле мы ходили за покупками с оструганной палочкой вместо кредитной карты. Когда мы с Хасаном брали хлеб, пекарь просто делал на палочке отметку. Одна лепешка из гудящего огнем тандыра – одна зарубка. В конце месяца отец подсчитывал отметки и расплачивался. Вот и все. Никаких лишних вопросов. Никаких документов".
Вообще роман полон таких броских деталей, дико интересно читать про Афганистан. Абсолютно другая культура, уклад жизни, традиции, музыка смыслов - поэзия вперемешку со смрадом. Классика современной литературы. И для меня экзотика 100 %.
Что было необычно и чуть выбивалось из общей стройной картины мироздания, так это встреча с Асефом спустя 20 лет...ну такое... Бразильский сериал. Было смешно читать про их финальную разборку. Первая драка в 38 лет, хрустальным шариком в глаз мальчик целится из рогатки... Ну всё собрал - кино натуральное. Зато читать не скучно! И этот его смех внезапный, и облегчение спустя столько лет. Ух! Я пока не переварила полностью всю данную картину.
Финал замечательный, светлый, как и в "Тысяче сияющих солнц". У двух романов много сходства по мотивам и образам, по проблематике конечно.
Если кратко изложить, суть проста. Автор - АМЕРИКАНЕЦ афганского происхождения. Так что, ничего личного, но Афганистан, гуд бай, Америка мой рай. Что-то вроде: "жаль, что так всё вышло. Спасайся, кто может". Кто виноват? Афганцы сами в основном, и все те гады, кто этим воспользовался, (дикостью народа).6564