Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Прощание с иллюзиями

Владимир Познер

  • Аватар пользователя
    me25 января 2015 г.

    Очень сложно заставить себя сейчас что-то написать, так как единственное моё желание в последнее время – это оказаться заколоченной в деревянной коробке и уехать в трюме корабля в кругосветное путешествие со всеми атрибутами ада. И чтоб никто никогда эту коробку не открыл. Вот вообще никогда, чтоб там и подохнуть. Образно, конечно же.)
    Но раз уж коробки нет, молотка тоже, а океан вообще вне зоны досягаемости, приходится продолжать жить, и, следовательно, читать и писать хоть какие-то свои впечатления, тем более автобиографию Владимира Владимировича Познера я хотела купить и прочитать очень давно.

    Начну с названия, к которому я поначалу отнеслась крайне скептически. «Ну что это за пафосное словосочетание: прощание с иллюзиями?» - думала я. Да еще эта «пугающая откровенность» на обложке, такие фразочки всегда казались мне своего рода «заманухой» для людей, случайно оказавшихся в книжном магазине. Но, как ни странно, при ближайшем рассмотрении всё так и оказалось, на середине книги я отбросила своё презрение, идущее исключительно от узколобости. Но тем и прекрасна литература – она расширяет твой мир, наполняя его разными цветами, не позволяя тебе находиться в излюбленных и отдающим высокомерием рамках «чёрное-белое». Тем же она, без сомнения, и ужасна.

    В одной из песен обожаемой мной группы для тупых ванильных тёлочек вроде меня АлоэВера есть такая фраза: «в мире так много прекрасных историй о безудержной сладостной лжи». Мне кажется, что она отлично отражает всю суть существования СССР (О Боги, я на полном серьёзе провожу параллель между текстами Веры о мужиках и Советском Союзе). Все эти красивые слова социалистов о справедливом обществе, которому нет равных; обществе, где нет разделения на бедных и богатых, нет безработицы, нет расизма, к сожалению, так и остались словами, но при этом так умело были вбиты в миллионы голов, что расстаться с этими самыми иллюзиями у многих так и не получилось.


    Прощание с иллюзиями — процесс болезненный, ведь эти иллюзии для нас своего рода наркотики. Они меняют наше восприятие действительности — иногда чуть-чуть, наподобие марихуаны и кокаина, иногда радикально, как героин и ЛСД. Мы привыкаем к этим иллюзиям, не можем без них обходиться, ведь они украшают нашу жизнь. Но когда реальность все-таки прорывается к нам, когда иллюзии больше не работают — что тогда? Как справиться? Как быть, если случилась передозировка? Выходит, иллюзии могут убить не хуже наркотика…
    Расставание с иллюзиями болезненно еще и потому, что нет лекарств от них, нет реабилитационных центров. Приходится рассчитывать только на себя безо всяких пилюль, наклеек, гипноза и прочих средств. А поскольку это и в самом деле тяжело, не каждый из нас идет на это. Сложно усомниться в том, что казалось бесспорным, сложно подвергать сомнению то, что мнилось святым, сложно допустить, что твоя вера, возможно, была заблуждением.
    Это с трудом дается отдельно взятой личности. А целому обществу? Еще более мучительно, но и совершенно необходимо. Общество, построенное на иллюзиях, представляет страшную угрозу для всех своих членов, потому что рано или поздно оно рухнет.

    Об этом же как раз и говорила Лунгина, многим не хватало не физического, а душевного мужества, чтобы признаться себе, что всю свою жизнь ты жестоко обманывался. Нечто подобное произошло и с отцом Познера, который свято верил во все эти идеалы, из-за которого его семья, несмотря на все трудности, переехала в СССР. Раз так вышло, что я прочитала две автобиографии подряд, то хочется указать на то общее, что есть у Лилианны Лунгиной и Владимира Познера – они оба родились за границей и приехали сюда в сознательном возрасте (Лунгина лет в 15, а Познер в 18), оба верили в социализм, оба безудержно хотели стать частью зомбированного общества и оба с треском провалились. Для них всё происходящее было дикостью, каким-то жутким спектаклем, обернувшимся реальностью, они никогда не чувствовали себя здесь на своём месте.

    В общем, это отличная книга, ответившая на некоторые мои вопрос о том времени, которое было не так давно, чтобы его забывать (и забивать), дающая хорошее представление о Советском Союзе, его руководителях и о людях в целом, заставляющая задуматься о нашем сегодняшнем обществе и увидеть откуда растут ноги у основных проблем. И еще (несомненный) плюс (?): после прочтения я могу лихо вставлять в нужных и ненужных местах такие слова как диссидент, реакционер, выкрест, панегирик, остракизм с полным пониманием их значения. Хотя вряд ли я с кем-то буду вести разговоры, требующие их употребления.)
    P.S. Отдельное спасибо Владимиру Владимировичу за небольшой рассказ о своих чувствах во время расставания с первой женой, после которого я перестала чувствовать себя чудовищем с неадекватным восприятием себя:


    Я никогда не испытывал такого отчаяния, как в тот момент, — у меня было ощущение, что мир мой рушится. Боль казалась ужасающей, жизнь теряла смысл. Будь я способен тогда анализировать свои чувства, я понял бы то, что стал понимать гораздо позже: я более всего страдал оттого, что это происходит со мной. Это был удар по моему «я», по моему убеждению, что такие вещи происходят с другими людьми, но не со мной, потому что я не такой, как все.
    Думаю, человеку вообще свойственно считать себя особым, уникальным, отличным от других. Нет-нет, он в этом вряд ли признается даже самому себе. Но ощущение собственной исключительности сидит в каждом из нас, и когда какое-либо событие доказывает нам, что это не так, что мы заблуждаемся, что мы точно такие же, как и остальные, мы не выдерживаем, взрываемся, выходим из себя.
    6
    56