Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Илиада. Одиссея

Гомер

  • Аватар пользователя
    Soniya25 января 2015 г.

    Я читала по схеме: Илиада-Кун-Одиссея.

    Илиада похожа на упражнение для риторики, когда рот набиваешь камнями и начинаешь декламировать:

    «В Сколе, во Феспии, в Грее, в широких полях Микалесса,
    Тех, что окрест обитали Илесия, Гарм и Ерифры,
    Что Едеоном владели и Гилою, и Петеоном,
    Что в Медеоне, прекрасно построенном городе, жили,
    Кто населял Евтрезин, голубями богатую Фисбу,
    Копы, луга Галиарта, Коронею и Окалею,
    Тех, что Платеей владели, и тех, что Глисант населяли…»

    Дальше главным становится охота за описанием кораблей, какими они будут на следующей странице, чернобокими, или краснощекими. И когда думаешь, что выбор не велик, вдруг заявляет Гомер про «выпуклых тридцать судов»...

    Почти сразу же после этого в поэме следует мощная порция божественных интриг и потом ты уже до конца пребываешь в тумане резни и пира.
    Единственный интерес, который вызывала у меня Илиада – интерес, как именно Гомер опишет очередной травматический момент. Так:

    «Камнем зубристым он был поражен возле щиколки самой»

    или например так:

    «Пику в пупок погрузил . И на землю вылилась внутренность вся»

    Варианты бесчисленны.
    На мой взгляд Илиада – это репортаж бойни под Троей в прямом эфире. Невозможный в современном мире из-за цензуры на ТВ. И долго смотреть его не хочется, он однообразный.

    Дальше...

    Кун:

    Кун описывает греко-римских богов. В высокопарном стиле. Одни показаны очень подробно и многостранично, другие совсем кратко. Возможно автор выделял таким образом своих любимчиков. Некоторые описания у Куна совершенно невыносимые, как - будто он уже тогда знал, что такое ванильный бред:


    «В ярко-шафрановой одежде, на розовых крыльях, вылетает богиня Заря на просветлевшее небо, залитое розовым светом. Льёт богиня из золотого сосуда на землю росу, и роса усыпляет траву, цветы и деревья сверкающими, как алмазы, каплями».

    Кун был для меня самым трудным именно из-за своего языка, хотелось сделать символический жест и вышвырнуть книгу в окно. Благодаря высокопарно - убийственным описаниям все перечисленные Куном боги смешались и предстали передо мной липкой сворой неадекватных созданий.

    Одиссея:

    После Илиады и Куна, Одиссея показалась мне нектаром, пиром гармоничного разнообразия историй и языка. С прилагательными у Гомера особые отношения, никак он себя не сдерживает, может отприлагатить любой неожиданный объект.
    И хочу огласить опровержение: Одиссей вовсе не многомудрый, как триллион раз утверждает Гомер. Был бы многомудрый, хватило бы разума не дразнить циклопа, когда еле удалось спастись. Вместо того, что бы радостно уплывать – начал хвастать, да орать, чем и заслужил свою ДДД - долгую дорогу домой под гневом Посейдона. Тщеславие.

    В обеих поэмах прослеживаются два явных сценария:
    Сценарий №1.
    Вот кто-то проявил спесь и его убили методами, в сотни раз превышающими уровень его злодеяния.
    Сценарий № 2
    Вот кто-то похитил девицу и его убили методами, в сотни раз превышающими уровень его злодеяния
    Наблюдение: женщин очень не хватало в те времена, главный дефицит, судя по обеим поэмам.
    Ноу-Хау: Древний секрет исполнения всех желаний, оказывается, состоит в гекатомбе, многократно упоминаемой в тексте. Это торжественное жертвоприношение из 100 быков. Будем знать и использовать.
    Дифирамбы:
    Заслуга Илиады и Одиссеи в том, что обе поэмы веками порождают ЭГ - массовый «Эффект Гекзаметра», когда любой читающий поэму, начинает перекладывать на гекзаметр своё тщетное современное бытие и тем самым превращает его в эпичное.

    10
    202