Рецензия на книгу
Илиада. Одиссея
Гомер
Soniya25 января 2015 г.Я читала по схеме: Илиада-Кун-Одиссея.
Илиада похожа на упражнение для риторики, когда рот набиваешь камнями и начинаешь декламировать:
«В Сколе, во Феспии, в Грее, в широких полях Микалесса,
Тех, что окрест обитали Илесия, Гарм и Ерифры,
Что Едеоном владели и Гилою, и Петеоном,
Что в Медеоне, прекрасно построенном городе, жили,
Кто населял Евтрезин, голубями богатую Фисбу,
Копы, луга Галиарта, Коронею и Окалею,
Тех, что Платеей владели, и тех, что Глисант населяли…»Дальше главным становится охота за описанием кораблей, какими они будут на следующей странице, чернобокими, или краснощекими. И когда думаешь, что выбор не велик, вдруг заявляет Гомер про «выпуклых тридцать судов»...
Почти сразу же после этого в поэме следует мощная порция божественных интриг и потом ты уже до конца пребываешь в тумане резни и пира.
Единственный интерес, который вызывала у меня Илиада – интерес, как именно Гомер опишет очередной травматический момент. Так:«Камнем зубристым он был поражен возле щиколки самой»
или например так:
«Пику в пупок погрузил . И на землю вылилась внутренность вся»
Варианты бесчисленны.
На мой взгляд Илиада – это репортаж бойни под Троей в прямом эфире. Невозможный в современном мире из-за цензуры на ТВ. И долго смотреть его не хочется, он однообразный.Кун:
Кун описывает греко-римских богов. В высокопарном стиле. Одни показаны очень подробно и многостранично, другие совсем кратко. Возможно автор выделял таким образом своих любимчиков. Некоторые описания у Куна совершенно невыносимые, как - будто он уже тогда знал, что такое ванильный бред:
«В ярко-шафрановой одежде, на розовых крыльях, вылетает богиня Заря на просветлевшее небо, залитое розовым светом. Льёт богиня из золотого сосуда на землю росу, и роса усыпляет траву, цветы и деревья сверкающими, как алмазы, каплями».Кун был для меня самым трудным именно из-за своего языка, хотелось сделать символический жест и вышвырнуть книгу в окно. Благодаря высокопарно - убийственным описаниям все перечисленные Куном боги смешались и предстали передо мной липкой сворой неадекватных созданий.
Одиссея:
После Илиады и Куна, Одиссея показалась мне нектаром, пиром гармоничного разнообразия историй и языка. С прилагательными у Гомера особые отношения, никак он себя не сдерживает, может отприлагатить любой неожиданный объект.
И хочу огласить опровержение: Одиссей вовсе не многомудрый, как триллион раз утверждает Гомер. Был бы многомудрый, хватило бы разума не дразнить циклопа, когда еле удалось спастись. Вместо того, что бы радостно уплывать – начал хвастать, да орать, чем и заслужил свою ДДД - долгую дорогу домой под гневом Посейдона. Тщеславие.В обеих поэмах прослеживаются два явных сценария:
Сценарий №1.
Вот кто-то проявил спесь и его убили методами, в сотни раз превышающими уровень его злодеяния.
Сценарий № 2
Вот кто-то похитил девицу и его убили методами, в сотни раз превышающими уровень его злодеяния
Наблюдение: женщин очень не хватало в те времена, главный дефицит, судя по обеим поэмам.
Ноу-Хау: Древний секрет исполнения всех желаний, оказывается, состоит в гекатомбе, многократно упоминаемой в тексте. Это торжественное жертвоприношение из 100 быков. Будем знать и использовать.
Дифирамбы:
Заслуга Илиады и Одиссеи в том, что обе поэмы веками порождают ЭГ - массовый «Эффект Гекзаметра», когда любой читающий поэму, начинает перекладывать на гекзаметр своё тщетное современное бытие и тем самым превращает его в эпичное.10202