Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Триумфальная арка

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним23 января 2015 г.

    Однажды увидевши на месте Рейхстага

    Триумфальную арку,

    Бездомная, с поддельным паспортом

    Германия Ремарка.

    Белая Гвардия. "Германия".

    "Политическая нетерпимость выступает под личиной справедливости, политические гангстеры прикидываются благодетелями человечества, свобода стала крикливым лозунгом властолюбцев." - Актуально, неправда ли?

    Мы с книгой долго присматривались друг к другу. Не хотела она читаться, всячески упиралась и пыталась выглядеть как можно скучнее и серее. Но я не сдавалась, прочла ее в оригинале, а самые интересные места просмотрела еще раз в переводе.
    Наверное, это не то произведение, с которого нужно начинать знакомство с Ремарком: погружение в перманентную депрессию, безысходность, мрачный, давящий Париж, к тому же он оказался еще и очень маленьким городом: куда бедный герой ни сунется - везде встретит знакомых. При том, что круг знакомств у нелегального эмигранта не такой уж широкий, это несколько настораживает.
    Восхваляемая многими читателями история любви мне наоборот показалась несколько "притянутой за уши". На любовь это не очень похоже, скорее на влечение от скуки и безысходности.
    Здесь можно почерпнуть много цитат, но захочется ли вспоминать их после прочтения? Для себя я выбрала только одну:

    "Нигде ничто не ждёт человека, всегда надо самому приносить с собой всё".

    Большую симпатию вызывают не главные герои, а второстепенные. Например, недетская прагматичность и отвага мальчика-инвалида - в тексте он появится всего два раза, а запомнится он надолго. Очень приятно было познакомиться с Морозовым, чья самоотдача и преданность в дружбе олицетворяет (лично для меня) русского человека. Нелегко пришлось бы Равику без такого друга.

    Театральная напыщенность диалогов между влюбленными обычна для немецкой литературной традиции тех лет. Конечно, в жизни никто так не разговаривает, и это затрудняет чтение. Зато интерес могут вызвать моменты из жизни Парижа того времени. Знание истории все же желательно для более осмысленного прочтения романа.

    Несмотря на то, что книга в целом, исключая любовную линию, мне понравилась, в планах на перечитывание у меня она не числится: слишком уж давящая атмосфера, тяжеловесные диалоги, больничный дух. Немецкая литература славится своей монументальностью, но подойдет она далеко не каждому.

    3
    43