Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Илиада. Одиссея

Гомер

  • Аватар пользователя
    Dragnir22 января 2015 г.

    Я вам поведать желаю, что в персях мне сердце внушает:
    Иллиада
    ползет повсюду за Ахиллом
    прожорливый могильный червь
    то в предвкушении оближет
    то в нетерпении куснет (с)

    Решение проблемы (мужской вариант):

    • Создать проблему. Создание проблемы – самый простой шаг, всего-то и требуется думать не головой, а хм… морковкой (привет Миллеру);
    • Найти женщину, готовую пожалеть, приголубить, спасти от неминуемой смерти, и, естественно, решить проблемы (богини всех мастей и степени родства, будь то мать, подруга или просто покровительница, задобренная невинно убиенными барашками);
    • После того, как женщина со всем разберется, и проблема решена, можно гордо потрясать хаером и бить себя пяткой в грудь: «Я Мужик, я все разрулил».

    Именно по такому алгоритму действуют герои «Иллиады» – толпа несносных, витиевато изъясняющихся мужчин, не могущих поделить бабу и бабло. Мужики инфантильные и глупые, как на подбор, даром что силушкой Зевс не обидел: смазливое ссыкло Парис, из-за отсутствия мозгов явившийся первопричиной Троянской войны (троянцы разве что не молись, чтобы Зевс его к себе прибрал); туповатый Агамемнон, из-за гордыни и женщины, (куда уж без нее?!) разругавшийся с самым сильным полубогом; нытик Ахилл, который не смог защитить свою женщину (что он так вцепился-то в свою добычу, никак п̶о̶п̶е̶р̶е̶ч̶н̶а̶я̶ человек хороший), из-за этого плачущий своей мамке и причитающий, мол, обидели меня незаслуженно, и воевать за Агамемнона не буду, пофиг, что друзей направо и налево косят; да и все войско ахейцев, готовое дать стрекача, лишь бы с Гектором не сражаться. Даже Гектор разочаровал после схватки с Патроклом, единственным нормальным героем Троянской войны. Но с Гектором связан и самый сильный момент в «Иллиаде»:


    Старец, никем не примеченный, входит в покой и, Пелиду в ноги упав, обымает колена и руки целует – страшные руки, детей у него погубившие многих.

    Женщины же вообще недостойны упоминания (без обид, дорогие дамы), т.к. их иначе, как добычу, предмет торга и просто декоративный элемент, Гомер не изображает.
    Боги и богини не отличаются божественной мудростью, зато человеческих пороков у них с избытком: Зевс теряет голову из-за плотских утех, Гера отличается коварством, Арес кровожаден, Афина злопамятна и закомплексованна (простите, но как иначе думать про нее, если она столько лет г*вном исходит, из-за того, что какой-то человек ее самой первой красоткой на селе не признал)). Вмешательство богов в дела человеческие не дают утихнуть вражде, боги постоянно провоцируют, манипулируют троянцами и ахейцами. Так, например, после поединка Менелая и Париса, который мог бы положить конец распре ахейцев и троянцев, Афина надоумила Пандара выстрелить в Менелая. Боги не заинтересованы в мирном окончании спора, воля Зевса – погубить героев, что неудивительно, ведь после многочисленных половых связей со смертными, появилось неспетное количество потомков, угрожающих их власти, а то и существованию (так Диомед ранил Афродиту, потом бычился на Аполлона, и даже Аресу от него досталось); что в этом случае может быть лучше старой доброй кровопролитной войны, в которой сильнейшие полукровки перебьют друг друга?!
    Тяжело читать эту книгу из-за стиля написания (15700 гекзаметров прочитать – это вам не слоников из песка лепить), но если продраться через весь этот гомеровский слог, через весь этот строй лилейнораменных женщин и пышнопоножных мужчин, приходит понимание, что по большому счету, нравы и люди не меняются: все также успешным считается тот, у кого есть женщины, деньги и власть; по-прежнему наилучшая (и легчайшая) возможность для женщины добиться профитов от мужчины – это постель (а вы про желудок все еще наивно верите, хехе); и до сих пор зачастую успешный исход дела решает вовремя данная взятка. Мир древний, да нравы современные.

    Одиссея
    Я Одиссей и я вернулся
    В Итаку верную свою
    вот верная моя собака вот дом
    вот ни хрена себе

    Типичный день Од

    • Подъем – как только рано рожденная вышла из тьмы розоперстая Эос;
    • Завтрак – хлеб, мясо и вино, все, что положила перед ними почтенная ключница, много кушаний разных прибавив, охотно их дав из запасов;
    • Сборы в дорогу – всем ж известно, что древние греки очень любили раздавать подарки неизвестным чужестранцам, прибывшим в их дом. Много даров подарили и сами желали отправить в целости полной домой. И был бы давно он уж дома;
    • Непосредственно морское путешествие;
    • Встреча с милым зверьком песцом и победа над ним;
    • Прибытие на неизвестный остров;
    • Ужин, сопровождающийся жертвоприношением (выберем лучших коров в Гелиосовом стаде и в жертву здесь принесем их бессмертным, владеющим небом широким).
    • Оплакивание погибших товарищей.
    й.

  • Правда, я задалась было считать, сколько раз я прочту «оплакали горько они», но на втором десятке бросила это дело. Ох, какие же эмоциональные были у греков мужчины. Но, несмотря на это, книга-то хороша! Главный герой отличается от серой массы остальных персонажей древнегреческого эпоса своей хитростью и изворотливостью, тем, что полагался на свой ум больше, чем на силу (это вам не Геракл, тут думать надо)), даже чем-то похож на моего любимого зайца Лека. Девиз Одиссея – не прийти, увидеть и всех победить, а договориться, склонить к своему решению, завести полезные знакомства и заручиться поддержкой, тем самым, получить желаемое. Его подход импонирует, а потому читать его приключения хоть иногда и нудно из-за некоторого однообразия и множественных повторений, но в целом интересно из-за решений Одиссея, продиктованных умом и хитростью.

    Что говорили древние греки о своих богах и героях
    Из книги Куна я вынесла для себя

    • Древнегреческие боги, помимо того, что тщеславны, мстительны и горды (да покарает их Аллах)), еще и весьма трусливы. Так, например, Зевс, испугавшись гнева Геры, превратил свою любовницу Ио в корову. Во второй раз побоявшись Геры, он отдал корову в дар своей жене. Ну и трижды он труслив потому, что свои грязные делишки поручил разгребать Гермесу, а именно, вызволять Ио из-под стражи Аргоса.
    • Люди глупы. Это подтверждает Ниоба, чьи сыновья были перебиты Аполлоном за то, что она оскорбила его мать Латону, насмехаясь над тем, что детей у Ниобы больше. После смерти своих сыновей, глупая Ниоба вместо того, чтобы заткнуться в тряпочку, продолжала оскорблять Латону, мол, все равно, детей у нее больше, в результате чего Артемида погубила ее дочерей.
    рей.
    По итогу: отличная книга! Отличная книга для пятиклассников. Написано легким доступным для понимания языком и является неплохим подспорьем для изучения истории древней Греции.

19
135