Рецензия на книгу
Бесы
Федор Михайлович Достоевский
russell6722 января 2015 г.Уже были написаны " Записки из Мертвого дома", " Записки из подполья", "Преступление и наказание", "Идиот", а Достоевский все еще испытывал острое чувство неудовлетворенности и, по собственному признанию, только подбирался к главному своему произведению, перед которым вся " прежняя литературная карьера - была только дрянь и введение". Однако в политической жизни России случилось нечто, заставившее Достоевского изменить свои литературные планы и приступить к созданию романа с вызывающим и символичным названием "Бесы". Спиралеобразное развитие истории вообще и российской истории в частности позволяет думать, что роман Достоевского "Бесы" будет интересен новым поколениям читателей не только как шедевр классической литературы".
Вот такое вот предисловие ждет каждого читателя современника, рискнувшего прочитать этот своеобразный даже для Достоевского и его творчества роман. Роман мне не понравился и в этой рецензии я постараюсь объяснить почему. Я сразу признаюсь, что прочитал меньше половины из всего текста и совершенно не собираюсь продолжать эту литературную пытку.Если перевести указанное в начале предисловие на русский язык, здесь имеется ввиду, что на момент написания своего главного произведения ( я более чем уверен, что имеются ввиду Братья Карамазовы) из за политической ситуации в России Достоевскому необходимо было написать любой другой роман в котором он обязательно должен был обличить и осудить революционеров. Дело благородное и достойное, но не для главного произведения. Но заказ есть заказ, да и обелить себя вопреки своему грязному катаржному прошлому тоже автору стоило. Видимо руководствуясь такими или подобными доводами Достоевский и начал писать роман " Бесы". И это сильно чувствуется в тексте. Изначально роман строится на одних рассуждениях и соответствующих мыслях автора, что безусловно придает тексту языковую изящность, но вот сюжет автором полностью помыкается. Если обычно рассуждения Достоевского непревзойденным образом раскрывают основу сюжета того или иного романа, тут все ровно наоборот: есть набор мыслей, под которые должен сформироваться сюжет. Из за этого Достоевский мечется то в одну то в другую сторону, герои появляются, то исчезают, а смысловая нить безнадежно теряется в тексте.
Да, с одной стороны, книга написана потрясающим и непревзойденным языком классика, но написана так, что я даже героев и персонажей не мог запомнить. Уж слишком они быстро пропадали и сменяли друг друга.
Единственное, что я не могу не отметить это тот эпизод в начале романа, в котором по своей сути Достоевский предсказал судьбу романа Пастернака "Доктора Живаго". Один из героев Бесов еще в молодости написал роман, который вышел ранее за границей и был на Родине запрещен. С другой стороны это все более втапливает нас в болото господина Пастернака изящное, но безсюжетное и очень скучное. Хотя в конечном итоге последний все таки кое как решил в своем тексте эту проблему. По своему.Нет, для меня Бесы это тоже самое, что Воскресение Толстого - безусловно талантливо написанный филосовский трактат подделанный под художественную литературу. Слишком уж вымученно это по всем статьям выглядит в сравнении с другими более цельными и великими произведениями классиков. Но критиками почему то принято именно его восхвалять.
Да, когда мы пробуем говорить и восторгаться Братьями Карамазовыми умные критики говорят " ну что Вы, оно даже не дописано. А вот Бесы... Не читали? Обязательно прочтите! Оно лучшее в его творчестве!
Даже если меня за подобные слова и рецензию, как ничего не понимающего в настоящей классической литературе не закидают помидорами и яблоками, я имею все шансы прослыть серым и ничего не понимающим в литературе Достоевского недоумком. И я уверен, что подобными мыслями при прочтении "Бесов" руководствовался не один просвещенный писатель. Сетуя на это я имел разговор с одним знакомым человеком являющимся по профессии филологом и в некотором роде критиком. И вот этот замечательный человек меня и просветил. Оказывается есть целое направление филологов восхваляющих всем нам известным образом " Бесов" Достоевского и ставящих это произведение на главнейшее место. Все началось еще с одной женщины филолога. Не помню ее имени, хотя мне и называл ее мой собеседник. По словам человек на сегодняшний день хорошо известный и часто появляющийся на экранах телевизора в различных телепрограммах. Именно она в свое время выделила эту мысль главенства "Бесов" в творчестве Достоевского и защитила на эту тему кандидатскую диссертацию. Судя по манере повествования в среде филологов эта история хорошо известна и человек этот многим знаком. Уверен, что никто из коллег этой замечательной женщины не имеет ни каких претензий и нисколько не критикует ее позицию по данному вопросу. Речь здесь совсем о другом. На вопрос, действительно ли в авторитетных кругах филологов признается истинная значимость данного классиком текста, ответ я получил на редкость безапелиционный и категоричный. Настоящие филологи это словоблудие лучшим текстом Достоевского отнюдь не считают. Есть у него произведения куда более достойные. А это занудство.
Так что не стоит доверять и руководствоваться авторитетному мнению филологов. Лучше открыть книгу и создать собственное. Чтож, "Бесы" разачаровали. Братья Карамазовы очаровали и Идиот не оставил меня, как читателя, равнодушным. Посмотрим со временем какое впечатление оставит "Подросток"...
10193