Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Burial Rites

Hannah Kent

  • Аватар пользователя
    Santa_Elena_Joy9 сентября 2024 г.

    ֍֍ ПРИГОВОРЁННАЯ К СМЕРТИ, или ОГОНЬ И ЛЕДЯНЫЕ ВОЛНЫ ИСЛАНДИИ ֍֍


    «– Однажды я видела, как со скрежетом терлись друг о друга два айсберга. Их согнал вместе ветер. Когда айсберги подплыли ближе, я разглядела, что на их уступах темнеет скопившийся плавник, а через некоторое время услышала жуткий треск и увидала, что весь плавник охвачен пламенем.»


    «– И все-таки – какова она на самом деле, эта женщина? Похожа ли на преступницу? Ты ее боишься?»
    (Ханна Кент. «Вкус дыма». 2013)
    «Однако люди видят, что у меня есть голова на плечах, и считают, будто женщине, которая способна думать, нельзя доверять. Будто там, где есть мысли, нет места невинности. И нравится вам это или нет, преподобный – но вот вам она, истина.»
    (Ханна Кент. «Вкус дыма». 2013)
    «Ожидание так измучило меня, что я начинаю желать смерти. Отчего бы этому не случиться прямо сейчас? Отчего бы не взять топор и не разделаться со мной прямо здесь, на хуторе?»
    (Ханна Кент. «Вкус дыма». 2013)

    Ханна Кент — имя новое. Думаю, что не только лично для меня, но и в мире художественной литературы. Её дебютный роман — «Вкус дыма» (2013) не просто приковал моё внимание к книге, заставив погрузиться в атмосферу суровой Исландии конца прошлого века, но вести свой собственный внутренний монолог, извлекая из закоулков памяти то, что казалось похороненным на веки …

    Это кажется поразительным потому, что автор — молода, у неё ещё вся жизнь впереди, а сдаётся, что пишет зрелая женщина с непростой судьбой и не обделённая интеллектом. В этом чувствуется её сходство с главной героиней романа — Агнес Магнусдоттир. Ханна Кент — обладает незаурядным воображением и чувством перевоплощения, благодаря которым ей удалось создать исторический роман, заставляющий думать и чувствовать сквозь время и континенты. Если только мы тоже не обделены качествами, позволяющими быть с автором на одной волне.

    **
    Тема, которую раскрывает Ханна, не нова: есть «прецеденты» в литературе и в разных культурах. Что-то вроде «репортажа с петлёй на шее». Но тема может быть одна, а реализация её в тексте — самая неожиданная.

    Для меня неожиданностью явился сюжет с осуждённой на смертную казнь, которую не содержат в тюремном заключении, а помещают на временное содержание, до приведения смертного приговора в исполнение, в обычную семью, живущую на хуторе своим хозяйством и зарабатывающую на хлеб в поте лица своего наравне с нанятыми батраками. Мол де, тюрьма — это дорого.

    Да и были ли в то время в Рейкьявике, столице самой безопасной страны в мире (и её окрестностях, ближе к локации описываемых событий), тюрьмы? Преступность в Исландии, насколько известно, в двадцать раз ниже, чем во всём остальном мире. Хотя автор подмечает, что в Копенгагене тюрьма была — Распхус (в русском переводе):

    «… Даниэля приговорили отбыть срок в тюрьме Распхус в Копенгагене.»

    Но исторически самой древней тюрьмой в Дании считается тюрьма Вестре, построенная в 1895 году. События, описываемые в романе «Вкус дыма», между тем, охватывают период в районе 1827-1828 года: чуть ли не на 70 лет ранее …

    Тюрьма Расфуис (Rasphuis) расположена в Амстердаме. Может быть, Ханна Кент имела ввиду это исправительное заведение? Оно, действительно, древнее: основано в 1596 году. Но это Амстердам (столица Нидерландов, прозванная Северной Венецией), а не Копенгаген, однако.

    Ну, раз преступников в островной части Северной Европы, как бы, почти нет, то их нужно выдумать. Писатели-детективщики стараются во всю …

    Другое дело — Ханна Кент. У неё во «Вкусе дыма» история не столько детективная, хотя и криминальная, сколько историческая, основанная на реальных событиях, психологическая, нравственная и даже с привкусом христианской морали. А если читатель — чувствительный, с сильно развитым чувством справедливости, то читать книгу ему будет нелегко. Душещипательное и возмутительное повествование с погружением во внутренний мир людей: их выживании, нравах, пороках, слабостях, лицемерии, предательстве … И, конечно же, — о любви и ненависти.

    «– Я стараюсь любить Господа, преподобный. Правда стараюсь. Но любить этих людей я не могу. Я… я их ненавижу.
    Она произнесла эти три слова медленно, сквозь стиснутые зубы, сжимавшие цепь, которая соединяла наручники на ее запястьях.»


    Каково это — ожидание своей смерти, которая не за горами? День за днём. Час за часом. Какой должна быть психика человека, ожидающего казни, дата которой не известна? — Мне трудно вообразить. Понимаю лишь только, что такое испытание под силу далеко не каждому. Такое ожидание смерти — хуже самой смерти.

    За что такое страшное наказание Агнес? — За то, что она лучше, умнее, образованнее, красивее многих себе подобных. Обездоленная 34-летняя батрачка-сирота, кочующая с хутора на хутор в надежде найти кров и пропитание. Нищенка. Она деньги в руках держала единственный раз в жизни. И то их у неё украли! Чему завидовать? — Люди всегда найдут повод для зависти … Но не для жалости и сострадания ...

    Ханна Кент смоделировала такую ситуацию для «убийцы», которая, как может показаться, на самом деле убийцей не является. Читателя долго держат в неведении того, что за преступление было совершено и почему. Но самое главное — дают возможность примерить на себя «шкуру убийцы» без надежды на помилование, ожидающего казнь как избавление от томительного ожидания. Такую, в какой оказалась Агнес. Заслуживает ли она этой кары?

    «Страшнее всего – ожидание. Овцы выискивают в траве стебельки, еще не обожженные заморозком. Знают ли эти бессловесные твари, что их ждет? Собранным в загоне, разлученным с сородичами, им суждена лишь одна-единственная стылая ночь, полная ужаса. А я живу так уже много месяцев.»

    Образ молодого священника — преподобного Тоути автор вводит неспроста: он служит чем-то вроде призрачной, почти невозможной надежды на помилование. И я, читая, надеялась на хороший финал. Надеялась. Больше, чем Агнес. Огненная дева. Или агнец на заклании?


    «Вкус дыма» — роман огня и льда, построенный на контрастах. Суровая до крайности атмосфера Исландии XIX века с её тяжёлым бытом хуторян на грани выживания, благодаря натуральному хозяйству, и огненные страсти внутри персонажей, пылающие под бледной кожей.

    Холод и внешнее ледяное спокойствие всех, практически значимых, персонажей романа постепенно рассеиваются, как дым, открывая их неожиданные черты характера и темперамента. Эта двойственность видимого и скрытого внутри любого из нас пронизывает роман с самого начала до конца. Именно такое неторопливое раскрытие персонажей делает роман своеобразным и интересным. Оказывается, лёд способен родить пламя. Неожиданно.


    Написанный на основе реальных событий и с использованием имён реально живших людей, от которых нас отделяет двухвековая история, роман пропитан старинной атмосферой далёкой и чужой Исландии. Конечно же, невозможно не увидеть и личное отношение современного нам автора к описываемым событиям. Иначе и быть не может: художественное произведение; Ханна Кент имеет право на вымысел.

    Роман «Вкус дыма» посвящён последней казни в Исландии. Это — идея дебютного произведения автора. Отмена смертной казни — завоевание цивилизации (?). В этом вопросе единого мнения нет. Но казнь невинного можно ли хоть чем-то ОПРАВДАТЬ?.. Об этом и многом другом заставляет размышлять Ханна. Думаю, что со своей писательской миссией она справилась успешно. Молодец!

    **
    P.S.

    Преподобный, вы понимаете, о чем я говорю? Или для вас любовь – величина постоянная? Вы когда-нибудь любили женщину? Знаете, что такое любить человека и в то же время ненавидеть за ту власть, которую он над тобой имеет?»

    Любовь и ненависть. Любовь и сострадание. Любовь и надежда. Любовь и смерть. В этом романе, столкнувшись, они рождают огонь и волны. Смертельные волны ...

    42
    334