Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Станция на горизонте

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним8 сентября 2024 г.

    “Поезд в никуда, или Почему Кай мог бы просто расслабиться”.

    Окей, так что у нас тут? “Станция на горизонте”. Прекрасно, это произведение — как попытка навестить бабушку, которая каждый раз тебе говорит, что “жизнь так коротка”, пока ты смотришь на часы и думаешь: “А можно ли это сделать ещё короче?”

    Главный герой, Кай, весь такой загадочный, думает, что его жизнь — это поезд, который мчится в бесконечность. Ну, чувак, мы все на этом поезде, и новость: у него конечная! Тебе кажется, что ты куда-то мчишься, а на самом деле — просто колесишь по кругу, повторяя одно и то же. Графиня с печеньем? Фон Круа, старик? Это как если бы ты вернулся домой после долгого перерыва, и все еще обсуждали ту же сраную политику, как будто времени вообще не прошло. И ты такой: “А чего нового?” — а они тебе: “Ну, лимонное печенье теперь немного меньше”.

    Кай пытается сбежать, видит перед собой эти рельсы, уходящие вдаль, как какое-то гипотетическое “Будущее” с большой буквы. И это так по-человечески: нам всем кажется, что впереди лучшее. Но на самом деле, брат, рельсы ведут тебя просто к очередной рутинной остановке с теми же людьми, которые тебя бесят.

    Барбара? Ну она пытается, конечно. Типа молодая, есть надежда. Но не обманывайтесь: она такая же, как и все. Думает, что хочет скакать по полям, но на самом деле — не знает, куда скакать. Типа, хочу приключений! — но при этом даже не понимает, что, возможно, просто хочет нормального Wi-Fi.

    Диалоги? Они звучат так, как будто персонажи застряли в пьесе для старой театральной труппы, где все слишком умные для жизни, но не настолько умные, чтобы понять, что сами же себе и создают эти проблемы. Понимаете, о чем я? Всё вокруг глубоко символично: рельсы, лошади, поезд, “тайны человеческих судеб”. Да, конечно. Но знаете, что действительно важно? Почему никто не говорит о реально важных вещах? Например, о том, что жизнь коротка, и ты тратишь её, пытаясь понять, к чему эта сцена с собакой и поездом.

    В общем, “Станция на горизонте” — это как тот момент, когда ты на вечеринке, и все начинают философствовать, а ты просто хочешь, чтобы кто-то наконец открыл окно. Но есть в этом что-то настоящее: тоска по чему-то большему, даже если мы не можем понять, что это. Ирония в том, что, как и Кай, мы все стремимся туда, где нас еще нет, хотя на самом деле нам просто нужно перестать бегать и разобраться, что за чертовщина творится прямо сейчас.

    Оно точно имеет моменты, которые цепляют: вся эта экзистенциальная тоска, попытки героя разобраться с жизнью, поезд, символизм — это всё, конечно, глубоко и требует размышлений. Но, честно говоря, временами оно настолько застревает в своей медлительности и витает в облаках, что ты ловишь себя на мысли: “А могло бы всё это быть покороче?”. Так что если вам нравятся такие вещи, где жизнь — это непрерывное размышление о её смысле, вы кайфанёте. Но если вы хотите чего-то более живого, можете начать зевать на третьей странице.

    Твёрдая “тройка” — за стиль и глубину, но минус два балла за то, что иногда хочется постучать Каю по плечу и сказать: “Эй, чувак, расслабься уже!”
    4
    244