Рецензия на книгу
Пока мы лиц не обрели
Клайв Стейплз Льюис
Аноним21 января 2015 г.«Пока мы лиц не обрели» - тогда еще в русском переводе – я впервые прочитала лет в 13, по рекомендации моего научного руководителя, с которой мы искали тему для будущей научной работы. И хотя в конце концов научную работу я написала по «Властелину колец» и Старшей Эдде, впечатление эта повесть оставила. Сильное. Даже очень. Прочитала я ее, помнится, часа за два – а ночью бредила, будто я – Оруаль, и стою я посреди заросшего травой поля, прикрыв лицо белой вуалью.
Маленькая я тогда была, доверчивая. Слов «unreliable narrator» не знала. И многое пропустила, должно быть – и образ героини, и авторский замысел я поняла превратно. Боги со слов Оруали – той самой уродливой сестры, которой ни в сказках, ни в мифах права голоса не дают – казались мне жестокими и непостижимыми существами; любовь Оруаль к Психее, декларируемая ею на каждом шагу, заставляла на многое закрывать глаза. И последняя часть – видение-сновидение, божественный суд – показалась мне инородным телом, чем-то неожиданным и нелогичным, чему не было места в повести.
Перечитываю – и многое понимаю. Об Оруаль в том числе. Хуже от этого, правда, я о ней думать не стала – все мы люди – но и закрывать глаза больше не могу. Напишу здесь.
Спросите меня, о чем книга, и я отвечу – о любви. Что удивительно, ведь героиня, от чьего лица и написана повесть, до последних своих дней любить не умела. Ее любовь – к единокровной сестре, к Лису-наставнику, к боевому товарищу Бардии – эгоистична: люблю, пока они мои, и пока ведут себя так, как хочется мне.
“We’d rather they were ours and dead than yours and made immortal”- отлично суммировано.
Но в отличие от Оруаль, жаждущей сделать выбор за своих любимых, не гнушаясь никаких средств – ни угроз, ни насмешек – боги не вмешиваются в дела людские до конца. В тринадцать лет мне это казалось глупостью несусветной – ведь если есть возможность указать, исправить, поставить на путь истинный, почему бы этим не воспользоваться? Сейчас я понимаю, что свобода выбирать – да пусть даже и набивать шишки, не прислушиваясь к интуиции, позволяя злости и гордости оттеснить любовь на задний план – такой возможности нет цены, и отбирая ее у человека, какими благими не были бы намерения – преступление.
Интересна, кстати, параллель между Оруалью и Унгит-Афродитой – между неназванным, неописуемым физическим уродством первой и храмовой статуей последней, одновременно безликой и многоликой.853