Рецензия на книгу
Декамерон
Дж. Боккаччо
BooKeyman7 сентября 2024 г.Обсудим самое большое разочарование литературой в истории человечества исходя из эффекта "Ожидание - Реальность". Впрочем, нивелировать потерю для простых обывателей смогли иллюстратооры, и книга заняла свое достойное место на полке, и до сих пор для неискушенного Читателя произведение Джованни Бокаччо, а речь идет о Декамероне, ассоциируется с бульварными романами, по содержанию. Как говорится, у кого что болит...
Итак, Флоренция, 14 век, разгар чумы, десять молодых героев уезжают в загородную виллу, дабы уединиться от кошмара повседневности, и пожить беззаботной жизнью на фоне природы. Несмотря на коварный подтекст, отдых оказался самым что ни на есть культурным, - молодежь будет устраивать вполне себе простые игры, поедать вкусные явства и тешить друг друга байками на вольные темы, ни дать ни взять, пионерлагерь. Можно сказать, что это Тысяча и одна ночь эпохи Ренессанса, но со своими особенностями изложения. Декамерон переводится как Десятидневие, когда каждый из героев - рассказчиков становится Королем или Королевой на день, законодателем темы обсуждения, задает тренд, то бишь, а остальные поддерживают его своим рассказом. Понятно, что это все не просто так (коль уж речь зашла о Средневековье, замешанном на символике, да и литература была не таким массовым явлением, чтобы писать без особо глубокого смысла):не случайно количество юношей (3), девушек (7), историй (10), и в целом, стоит ознакомиться с нумерологическими аспектами и символикой до прочтения, это конечно не так захватывающе, как ошеломительные открытия в программе Военная тайна, но более приближенное к культуре.
Больше всего историй в Декамероне посвящено любовным похождениям, когда Имярек, воспылав страстью к девице, попадал в различные ситуации. Довольно много сатирических рассказов против священников, глупцов, но в целом, истории разношерстны: есть озорные рассказы, а есть и трагические; возвышенные, и чисто бытовые; есть истории с намеком на реальность, а есть чисто сказочные сюжеты. Не все персонажи вымышленные, довольно много реально существующих, есть и свои пасхалочки, так что без комментариев произведение Бокаччо точно читать не стоит. Особо стоит отметить язык повествования, который достаточно самобытен, - где-то с тонким юмором, где-то простонародно грубоват, или возвышен. Жестко высмеиваются глупость, разврат, клерикальные порядки и священники, изображенные подчас в весьма неприглядном виде, и хотя сейчас это кажется наивным, тогда это было очень смело, нотки неповиновения, стойкости и юмора на фоне исполинского ужаса Черной смерти. Несомненно, для времени чумы это произведение может показаться расслабленным, даже оторванным от реальности в чрезмерном использовании лирических пейзажей, но не стоит подходить к оценке книги с этой стороны: да, это яркая и красочная мозаика, но самым ярким аспектом произведения является свобода и надежда. Поэтому, читать Декамерон как как набор фривольных историй все равно что рассматривать босховский Сад Наслаждений как сборник картинок. Произведение Бокаччо на самом деле не является литературой эскапизма и не рисует красивых миров, кажется, что что сложно определить ценность произведения через глубину веков в контексте современности, но ведь суть в конечном счете одна - любовь спасет мир.
8906