Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Prophet Song

Paul Lynch

  • Аватар пользователя
    AntonKopach-Bystryanskiy5 сентября 2024 г.

    когда антиутопия на глазах становится реальностью, к которой вынужденно привыкаешь

    Слуашал аудиокнигу, читает Алла Човжик (здесь на сайте не нашёл страницу с изданием аудиокниги)

    Словно огромный снежный ком, накатывает на читателя эта история, всё круша и вырывая с корнями все ожидания, мысли, надежды. Я слушал, слушал... Вспоминал лаконичный «Рассказ служанки» Маргарет Этвуд (мой отзыв тут), а также давно ставший классическим роман «1984» Джорджа Оруэлла. Кажется, что ирландский автор, получивший за роман престижную Букеровскую премию в 2023-ем, не говорит ничего нового в этой "очередной антиутопии". Но она совсем не "очередная", она как в зеркале отражает все те опасения и страхи, которые зависли в воздухе нашего сегодня и такого неопределённого сейчас...

    Ирландская Республика в ближайшем будущем. Успешная исследовательница и микробиолог Айлиш Стэк возвращается домой. У неё четверо разновозрастных детей, три сына и дочь, а ещё муж Ларри, школьный учитель и профсоюзный активист. Одним апрельским днём к ним в дом приходит двое мужчин в штатском и вежливо спрашивают о муже, предупредительно говоря, что «ничего страшного, пусть он с нами свяжется». Так начинается эта история про женщину, которая пытается спасти свою семью в Дублине, где правая партия «Национальный альянс» захватывает контроль над правительством.


    «История — это безмолвная летопись людей, которые вовремя не поняли, что пора уносить ноги.
    <...>
    История — это безмолвная летопись людей, которые не смогли уехать. Летопись тех, у которых не было выбора. Вы не можете уехать, если некуда и не на что. Если вашим детям не выдают паспорта, если вы вросли в эту землю и уехать означает оторвать себе ноги»

    Пол Линч мастерски, убрав абзацы и выраженные переходы между действиями, разворачивает драматичную и ужасающую картину трансформации общества на примере одной семьи. Муж однажды после выступления профсоюзов не возвращается домой. Он, наивный, думал, что государство ещё соблюдает конституционные права граждан. Он не учёл, что новые власти дали все полномочия силовикам, которые могут разгонять собрания, сажать, пытать и т.д. Айлиш пробует продлить действие своего загранпаспорта и сделать паспорт для старшего сына, но ей это не удаётся. Система постепенно берётся за каждого.


    «Рано или поздно боль пересиливает страх, и, когда страх исчезнет, режиму придётся уйти»

    Глазами Айлиш, через её рефлексии, мысли, ощущения, страхи и надежды, мы смотрим на всё происходящее, переживаем за отца, который теряет память из-за усугубившейся деменции, следим за историей старшего сына, которого пытаются перевезти подальше и где-то спрятать, за дочерью, которая всячески пытается отгородиться от реальности... Где-то ведут бои повстанцы и правительство, и это ощущение накатывающего ужаса и неминуемых изменений не оставляет нас до последних страниц.


    «Конец света — событие местного значения, конец света приходит в вашу страну, навещает ваш город, стучится в вашу дверь, но для других он всего лишь смутное предостережение, строка в новостях, эхо событий, вошедший в фольклор»

    Я не скажу, что эта книга меня шокировала или восхитила, но она определённо займёт своё место рядом с известными антиутопиями. По-моему, Линчу великолепно удалось отразить со свойственным ему художественным мастерством всю эту невероятную и пугающую атмосферу наступающего ужаса — распада общества и личности, — которые вот так становятся вдруг реальностью. Демократическое и либеральное общество может в одночасье стать лагерем для граждан, из которого почти невозможно вырваться.

    15
    518