Рецензия на книгу
Nymphéas noirs
Michel Bussi
orlangurus5 сентября 2024 г."Мы не видим во всем этом никакого смысла. Мы — но не преступник."
Антураж самый подходящий.
ЭТО НЕ ПОСЛЕДНЕЕ УБИЙСТВО В ЖИВЕРНИ.
Слово ведьмы.Чрезвычайно неподходящая книга для отзыва без спойлеров. Начнёшь говорить о разных временных пластах - и всё, загадка кончилась. Хотя на самом деле детективная составляющая тут для Бюсси - скорее подпорки для рассказа о большой=больной любви... Не кажется ли вам, как и мне, что Бюсси стал знаменит именно как писатель-детективщик только потому, что на детектив ему глубочайше наплевать? А это вызывает совершенно нестандартные и не совсем детективные ситуации в его книгах... Но это так, общелитературный разгорвор, давайте всё же о книге и по возможности без спойлеров.
Вы уж меня простите, патрон, но вы сами говорили, что вы за полную откровенность. Так вот, у меня ощущение, что у вас в голове каша и что вы несете чепуху.Дело не кажется таким уж чепуховым - всё-таки убийство, да ещё довольно странный способ исполнения. Зачем разбивать уже убитому голову и вроде как топить его на мелководье, если он уже мёртв? Возможно, никто бы внимания на это не обратил, если бы расследванием не занимался только что назначенный начальником полиции Серенак и его помощник (тормоз тормозом с виду, как говорит Серенак, но человек-компьютер по сути) Сильвио Бенавендиш.
Не волнуйтесь, патрон. Просто я очень упрямый человек. В живописи я не смыслю ни бельмеса, но в своем деле малость разбираюсь.Упрямый Сильвио раскапывает информацию, что это убийство - повтор:
Черт побери, что все это значит? Одиннадцатилетний ребенок гибнет на том же месте, где Морваль, убитый тем же способом, но в тридцать седьмом году! Что это за бредовая история, я спрашиваю?!На этом о детективной части закончим. А хочется мне ещё рассказать о главной героине книги, восьмидесятилетней старухе, которая в основном и есть источник информации для читателя. Нет, ей не снятся лавры мисс Марпл и других частоносыщицких пенсионеров. Просто она всю жизнь живёт в Живерни, той самой деревне на все времена овеянной славой Моне...
Мы живем в картине, инспектор. Мы навечно в ней замурованы. Принято считать, что мы находимся в центре мира, куда стремятся тысячи, десятки и сотни тысяч людей… Но мы сами не замечаем, как постепенно растворяемся в пейзаже.Старуха приметлива, а её никто не замечает. Правильно, кто обратит внимание на престарелую серую мышку, когда вокруг красоты в виде дома и сада великого художника... Мне показалось, что старуха, помимо своей роли в сюжете, ещё исполняет партию персонажа, доносящего до читателя позицию автора. Посмотрите на некоторые её рассуждения:
Говорят, что американские туристы страсть как любят смотреть на вишни в весеннем розовом цвету. Если бы меня спросили, я бы сказала, что от розовых лепестков, засыпавших парковку и крыши автомобилей, слишком явственно отдает куклой Барби, но кто меня спросит?Или вот об искусстве:
От рамы, конечно, отдает китчем, но какие краски!А больше всего мне приглянулись её мысли о двух картинах с одинаковым название "Поцелуй".
Слева - Климт, справа - Стейнлен. Как вы думаете, какая картина больше должна понравиться человеку, выросшему и всю жизнь прожившему среди многоцветия Моне?
В какие-то моменты старуха отвратительно цинична, вот так, к примеру:
Кому какое дело до смерти старика или старухи? Если хочешь, чтобы тебя оплакивали, пожалуй, имеет смысл сдохнуть молодым, в расцвете сил. Даже если ты — последняя сволочь, о тебе будут скорбеть. Кто первый, того и сапоги.В остальные безусловно вызывает сочувствие... А Бюсси, столь вольно обращавшийся со временем, с именами - со всем в течение всей истории зря попытался прилепить розовый хеппи-энд. Не верится в него, ну и на грош... Потому что время не вернёшь...
Все проще. Все намного проще. Проще и трагичней.921K