Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лабиринт отражений

Сергей Лукьяненко

  • Аватар пользователя
    Аноним5 сентября 2024 г.

    Я пытался уйти от любви

    Типичный герой Лукьяненко, как ты и я, в очередной раз случайно обретает суперсилы, хочет нести добро и свет с плетью наперевес, но снова остаётся преступником, потому что корпорации, мировые правительства и просто нехорошие американцы такие нехорошие.

    Понятно, что я издеваюсь и упрощаю, но... я не особенно издеваюсь и упрощаю. В цикле «Глубина» Лукьяненко отправляет своего Лёню (хакера нового формата без работы, без определённых занятий, привязанностей и друзей) в новый сеттинг (виртуальную реальность на продвинутом уровне, которую изобрели во времена дискет и интернета через телефонный модем), но и там он грустит, с трудом вписывается в систему, а потом находит неприятности на свою голову. Прямо как Кирилл из «Черновика», или Антон из «Ночного дозора», или как, наверное, ещё какие-то герои Лукьяненко, но я столько не читала.

    Потом Лёня очень долго и с жаром борется со своими неприятелями в разнообразных локациях (лабиринте игры Doom, на сервере ролевиков, в рукотворных джунглях), одновременно показывая, чем на самом деле занимаются люди в новом измерении (примерно тем же, чем и в реальности, вот неожиданность), остаётся недоволен, но железной рукой запрещает власть имущим отнимать у людей право деградировать так, как им нравится.

    И эта его позиция с рефреном «просто отстаньте от человеков, они сами разберутся, потупят, поучатся и встанут на ноги» та-ак сильно отличается от того, что он говорит сейчас. Что такое, дядьСерёж, эксперимент признан неудачным?

    В этом-то проблема (не столько Лукьяненко и книги, сколько читательская, то бишь моя): мы когда в универе зубрили, мол, текст нельзя оторвать от контекста, имелось в виду, что контекст будет времени написания, чтобы лучше понять автора, но сейчас контекст времени чтения всё перебивает. Вот тут шпилечка в адрес поляков, здесь в адрес «нехитрой американской масс-культуры», тут философские рассуждения, знатно расходящиеся с мыслями автора сейчас, — и ощущение, что сидишь в старом батином свитере, который как бы из шерсти, но на самом деле из наждака. И хочется уже из него вылезти.

    Вероятно, можно получить какое-то удовольствие от «Глубины», если смотреть на неё академически (как на попытку в русский киберпанк) и любоваться винтажностью (дискеты, пачки стотысячных купюр, мышка с колесиком, которое нужно протирать). Ну и если вдруг тебе приспичило написать статейку про изменение нарративов в библиографии Лукьяненко для курсача по современной русской литературе.

    P.S. Сейчас поняла, что почитала бы фанфик, где все герои Лукьяненко встречаются в каком-нибудь баре, выпивают, ловят когнитивный диссонанс, а потом обмениваются опытом и троллят друг друга.

    13
    589