Рецензия на книгу
Invisible Women: Exposing Data Bias in a World Designed for Men
Кэролайн Криадо Перес
Аноним3 сентября 2024 г.Люди - по умолчанию мужчины.
До сих пор крайне противоречивые ощущения от прочтения книги. Для меня это вторая (после чуть менее спорной книги Катрин Марсал "Кто готовил Адаму Смиту? Женщины и мировая экономика" ) встреча с идеями феминизма и мне до сих пор сложно однозначно определить собственное отношение к этому движению. Возможно, имеет смысл познакомиться с первоисточником, на идеи из которого неоднократно ссылается как настоящая книга, так и упомянутая выше. А пока постараюсь изложить свои мысли максимально последовательно и пояснить, что имею в виду, когда упоминаю о сложностях и неоднозначности.
Практически всю первую половину книги меня не покидало ощущение, будто бы всё, о чём говорит автор, несколько притянуто за уши. Чего ни коснись, женщин всюду угнетают, с ними никто не считается, за человека женщину не принимают. Культурные нормы предъявляют к женщинам жёсткие требования относительно ведения домашнего хозяйства и поддержания быта, заботы о детях, одновременно с этим лишая возможности развиваться вне домашнего очага и реализовывать таланты и грани себя, не связанные напрямую с исконно женскими обязанностями.
И вроде бы всё ничего, но манера подачи описанной выше информации представлена здесь несколько истерично, с искусственным надрывом, картинным заламыванием рук и демонстративным катарсисом. "Вот, это всё типичные белые мужчины виноваты во всех бедах всех женщин мира", - буквально кричит автор со страниц книги. И тут же, крайне пристрастно и эмоционально приводит огромное количество примеров того, как в самых разных странах женщины притесняются.
Женщинам не платят за работу по дому, потому что её не замечают, или это работу не замечают потому, что за неё не платят?
Но позвольте, мужчины ведь также сталкиваются с колоссальным социальным давлением, только относительно других сфер жизни. Да, исторически по ряду причин сложилось определённое разделение сфер ответственности мужчины и женщины в рамках одной семьи, да, это признанное нормальным распределение экстраполизуется на прочие сферы жизни, далеко за пределы отдельно взятой семьи (к слову, существуют семьи с нетипичным распределением ролей и таких семей немало), но весь ход рассуждения больше походит не на конструктивный диалог, но на громкие протесты обиженного ребёнка.
Мне на собственном опыте слишком хорошо известно, как жертвенное мышление пожирает остатки здравого смысла, наделяя внешние события несуществующими значениями и запутывающими сознание, ошибочно воспринимающее себя объективным и беспристрастным. Данное произведение примерно до середины представляется как раз таким.
С другой же стороны, автор сама признаёт, что может производить подобное впечатление и предпринимает попытки объяснить собственную позиции, быть услышанной и правильно понятой. Действительно, укоренённые в социо-культурной парадигме порядки могут искажать производимое текстом впечатление и побуждать реагировать строго определённым образом (именно так, как я описала выше). Автор предвидит это и старается упредить, используя примеры самых разных исследований, не уделявших должного внимания чисто физиологическим отличиям разных полов.
Начиная с этого момента, к книге начинаешь относиться немного лояльнее. Глупо отрицать, что гендерная предвзятость действительно существует. Отчасти именно она диктует сперва крайне осторожное, а затем и яркое критикующее отношение к озвученным здесь идеям. И всё же в полной мере разделять их, не замечая противоречий и симметричной предвзятости в отношении мужчин.
Если вы не замечаете, что подвергаетесь дискриминации, это ещё не значит, что вы ей не подвергаетесь.
Содержит спойлеры13467