Рецензия на книгу
Облачный атлас
Дэвид Митчелл
Аноним17 января 2015 г.Не смотря на мою любовь к сравнению книг и их экранизаций, сие раскрученное творение меня не сильно впечатлило. Мельком просмотрев отзывы читателей (сплошь положительные – как так-то?), решила испытать судьбу. «Революция или выпендрёж?» - тут и там пестрели восхищенные возгласы. Не насторожил меня и достаточно большой объем книги. Ну что же, - решила я. – вполне возможно, книга действительно стоящая.
Да, я имею обыкновение знакомиться с содержанием чуть ли не в самом начале, каюсь. Поэтому задумка Д. Митчелла раскрыть сюжет таким «зеркальным» образом не стала для меня сюрпризом.
Структурно книга состоит из шести историй, так или иначе соприкасающихся друг с другом, а именно:
1) Тихоокеанский журнал Адама Юинга
Ну не люблю я морскую тематику ни под каким соусом, хоть убейте. Хотя стиль повествования мне, в принципе, понравился. Я уж было настроилась на очередную вариацию в духе капитана Немо или что-то около того, как история нотариуса Адама Юинга прервалась.
Дабы не возвращаться к «Журналу» снова, скажу, что вторая ее часть понравилась мне гораздо больше, возможно, из-за более быстрого и захватывающего сюжета. Если жутко растянутая история взаимоотношений племен маори и мариори, требующая терпения, терпения и еще раз терпения, не вызывала у меня ничего, кроме желания побыстрее прочесть-пролистать эту часть книги, а вскоре чуть ли не проявление симптомов «болезни» самого Юинга со всеми ее радостями жизни, то разоблачение мнимого доктора Гуза и спасение вышеупомянутого болезненного стража закона прямо-таки спасли почти безнадежное творение Митчелла в моих глазах.
2) Письма из Зедельгема
Как и предыдущая часть, история излагается от первого лица, но уже в виде писем, а не дневника. Их автором является эксцентричный и авантюрный (еще как!) композитор, добровольно продавший себя в профессиональное рабство своему более успешному, известному и – чего уж греха таить – увядающему коллеге на закате музыкальной карьеры. И хотя в начале повествования Роберт Фробишер мечтает получить заветное место подмастерья маэстро, вскоре сотрудничество, не исключающее плагиат, выводит его из себя и вынуждает заканчивать свое творение – секстет под названием «Облачный атлас» - в одиночку, скитаясь по отелям под вымышленными именами.
Любовная линия Роберт – Иокаста не пришлась мне по вкусу, а вот продолжение истории юного композитора и Евы ы бы прочла с удовольствием.
3) Периоды полураспада. Первое расследование Луизы Рей
Чуть ли не самая удачная из шести историй, на мой взгляд. По ли это дух более родственной мне эпохи сыграл свою роль, то ли дело в моем пристрастии к детективам и триллерам – не знаю. Однако описание расследования журналистки Луизы Рей было глотком свежего воздуха. Описанная в мельчайших подробностях история атомной электростанции на острове меня не сильно затронула, а вот взаимоотношения с представителями (назовем их так) корпорации – очень даже. Сразу проскользнуло сходство с «Девушкой с татуировкой дракона» С. Ларсона – и почему авторами так излюблена тема журналов, журналистов и журналистики? Не суть. Заказные убийства добавили обязательную в таких историях перчинку, а удачное окончание не было похоже на хэппи-энд из мыльной оперы. Что есть, то есть.
Закончив книгу, с чистой совестью посмотрела трейлер к фильму и с ужасом обнаружила, что во взглядах на образ мисс Рей мы с режиссером явно не сходимся. Но ведь на вкус и цвет, как говорится…
4) Страшный Суд Тимоти Кавендиша
Что называется, прощай, журналистская тематика, и снова, здравствуй! Здесь сталкиваемся с лондонским издателем, угодившем по милости своего братца (или нет?) в дом престарелых, где доживают свои последние дни Неумершие (и вправду неумершие, потому что назвать их живыми язык не поворачивается). Подвигла героя на поиски неприметного пристанища необходимость скрыться от братьев автора весьма успешной книги, опубликованной Кавендишем.
До того момента, как начинается вся эта какофония с попытками выбраться из богадельни (хотя я скорее назвала бы это сумасшедшим домом), все шло вполне неплохо. Но все эти «медикаментозные лечения», сестры Нокс, Уизерс и тому подобное окончательно убили во мне надежду на адекватную развязку. Хотя, признаюсь, сцена побега из сего заведения не единожды вызывала у меня улыбку.
5) Оризон Сонми-451
Глава – яркий пример научной фантастики с примесью антиутопии, если можно так выразиться. Делёж граждан вымышленного государства на чистокровных и «фабрикантов» явно отдавал уже известными мне подобными сюжетами. Но этим мое впечатление от истории не было испорчено.
«Вознесенная» фабрикантка Сонми дает интервью некоему Архивисту, рассказывая об истории своей жизни, по сути, в двух мирах: созданного искусственно и предполагавшего бесплатную двенадцатилетнюю эксплуатацию в фастфуде (?) и реальном, но своеобразном мире.
По сути часть занимательная, но политический пласт истории показался мне скучным – уж простите, говорю, как есть.
6) Переправа возле Слуши и все остальное
О, мое самое «любимое»… Эта часть далась мне ну о-о-очень тяжело. Хитрец Митчелл поместил ее в самую середину книги, мотивируя читателя тем, что изложенные ранее истории ждут продолжения после нее. Умно, потому что если бы она располагалась в начале, я не прочла бы и первых десяти страниц, уж поверьте. Даже если сам сюжет и был не совсем уж провальным, то чудовищно хромающее на обе ноги наречие, – долго искала подходящее слово – оказало просто убийственный эффект. Я то и дело считала оставшиеся страницы, думая-гадая, какой черт вообще дернул меня взять эту книгу в руки. Но, аллилуйя, и эту часть я осилила, чем очень и очень горжусь.
В целом «Облачный атлас» произвел впечатление сочинений нескольких человек, собранных в одной книге. Не сказать, что они не имеют ничего общего, ведь в каждой истории присутствует фрагмент, объединяющий всю эту авангардную мозаику. Сам Д. Митчелл называет это реинкарнацией, но мне так не показалось.
То, насколько большим получился мой отзыв, удивило меня саму, ведь особого восхищения она у меня не вызвала. Покончив (да, именно покончив) с книгой за две недели, я бы не стала рекомендовать ее кому-то, хотя по прежнему считаю любой опыт полезным.216