Рецензия на книгу
Ghostwritten
David Mitchell
Аноним1 сентября 2024 г.Литературный призрак — читатель или писатель?
Пускай, началом литературных отзывов станет "Литературный призрак" — хороший знак, особенно если вспомнить, что как раз им дебютировал Д.Митчелл.
Наверное, основной чисто писательский момент, который меня поразил, запечатлен еще на обложке — отзыв, оставленный Лоуренсом Норфолком на обложке; он очень метко одним предложением описал всю книгу (этот человек буквально совершил невозможное, теперь мне даже стало интересно, кто он).
Если идти по самому "сюжету", хотя читателям, неподкованным филологическим/гуманитарным образованием, книга может и вовсе показаться бессмысленной (искренне им завидую, эти счастливчики не утратили навык просто читать и наслаждаться происходящим на страницах), то больше всего мне понравились две главы — " Токио" и "Лондон". Прежде всего Д.Митчелл все-таки про атмосферу — меланхоличный юнец Токио и чопорный и душновато-туманный 25-летний Лондон с их главными героями и подземной жизнью метро (то место, которое отлично отражает индивидуальность выбранного города) запечатлены рукой мастера на " отлично". Я выделила именно эти две главы по простому читательскому принципу — с этими героями-повествователями и их жизнью я бы с радостью встретилась еще (что в случае с Митчеллом, к счастью, очень даже возможно)
Токио. Парнишка из главы про Токио очарователен — метко показано, как расцветает в нем настоящая любовь вмемте с ветвями сакуры. Откликнулась во мне и проблематика героя: молодой человек, который только недавно закончил учиться, всиупает в новый неизвестный ему виток своей жизни. Ему просто нравится работать в магазине с пластинками и наслаждаться хорошей музыкой, также просто ему нравится компания девушки из Гонконга (меня ужасно обрадовало, что автор между строк не забыл любезно намекнуть, что они все-таки встретились!), а от него все требуют ответов на взрослые важные вопросы — пойдет ли он дальше учиться, согласится ли на предложенную удачную вакансию, когда он найдет себе девушку и т.д. А еще он читал книги! Музыка, книги и родственная душа — все, что ему сейчас необходимо — хрупкое волшебство, которое так и хочет сломать угрюмый разочарованный взрослый мир (я не знаю, как еще это передать, но я имею ввиду то чувство, которое испытываешь, когда матерый взрослый учит тебя жизни, в частности тому, что уже пережил сам, но чего еще посчастливилось не пережить тебе — роды, смерть и т.д.). Так совпало, что это произведение пришлось мне на период окончния университета, наверное, поэтому сейчас мне это близко – хочется жить, а тебя спрашивают о бытовых мирских вопросах — как можно ответить, когда сам еще не знаешь? Не помню имени этого парнишки, но он — мой любимый персонаж "Литературного призрака".
Лондон. Что касается Лондона, его персонажа, который зовет себя литературным призраком, очаровательным и просто приятным назвать нельзя. Он — неудачник и бабник, по уши застрявший в долгах. Бегунок, этакий Том, который хотел поймать Джерри, но по итогу убегает от злой собаки. Яркий пример того, что в жизни периодами бывает полная шляпа прямо-таки до абсурдности, но никогда не поздно что-то важное в своей жизни переосмыслить, если посмотреть на нее со стороны. Наверное, часть читателей могла бы узнать в нем себя или кого-то из знакомых — я узнала. А еще в этой главе хорошая история про призрака.
Я не отметила здесь главы "Гонконг" и "Клир-Айленд", хотя некоторые моменты из них мне понравились в той же степени.
Гонконг Например, Нила не повернется язык назвать приятным и притягательным персонажем. То, как он описывает жену и горничную вызывает желание ударить его по лицу, его повседневные привычки тоже — они показывают, что в нем отсутствует всякое уважение к другим, в особенности к женщинам. Его мне было не жалко. Но история с маленькой девочкой-призраком, которая к нему привязалась, и ее шалости — то, о чем бы мне еще захотелось почитать, будь это книга с отдельным сюжетом. А еще мне до сих пор интересно, кем была эта девочка. Если кто-то знает ответ на этот вопрос, пожалуйста, донесите мне недостающий кусочек пазла.
Клир-Айленд. Как ни странно, Клир-Айленд тронул меня похожей темой — воспоминаниями Мо (женщины-ученой, тут я даже запомнила имя) про Лиама (ее сына) — те простые повседневные моменты, где она учится наслаждаться тем, что просто находится с ним рядом, потому что завтра ей с той же вероятностью представится такое же утро, как и с той, что может и не представится никогда. Эти моменты из настоящего в ее голове пересеклись с осознанием мимолетности времени — тем, что гонясь за карьерой, она упустила, как ее сын, который только-только первый раз самостоятельно преодолел лестницу, теперь задевает головой дверную коробку. Мысли Мо напомнили мне моменты из книги Фицека "23-й пассажир". Если кто-то из вас тоже зацепился за Мо и Лиама, почитайте ее тоже.
Теперь о менее приятном. Я так и не поняла, понравилась ли мне книга в целом. Ошибкой было изначально искать в ней привычный цельный сюжет. Д.Митчеллу удалось отразить в " Литературном призраке" все проблемы своего времени, в том числе полюбившийся авторам постмодернизма эксперементализм — сосредоточенность на мыслительном процессе личности и общая интеллектуальная головоломка — это у него получилось. Получилось настолько хорошо, что я так до конца и не смогла все разгадать. Но мне очень нравится версия о том, что "литературный призрак" — читатель, который прямо сейчас читает эту книгу (автор давал намек в главе Монголия, говоря о том, что читатель способен прожить тысячи жизней) и в то же время сам автор (не только сам Митчелл, но и любой писатель вместе с ним), который создает свою вселенную, строющуюся на мелких взаимосвязанных деталях.
Если попытаться в общем описать на что похоже это произведение, то можно уверенно сказать, что оно похоже на жизнь. На те короткие моменты, о которых секунду погодя забудешь или, наоборот, никогда уже не сможешь забыть. Например, когда сидишь в автобусе, тебе предстоит ехать до конечной, и волей-неволей приходится цепляться глазами за людей. В такие моменты задумываешься, почему они так выглядят, как они живут, о чем думают, как видят тебя со стороны. "Литературный призрак" позволяет нам это сделать на примерах персонажей вселенной Митчелла, которые, сталкиваясь волей случая, меняют друг другу жизни. Жутко думать о том, что случайный момент вмешательства в твою жизнь другого человека может спасти тебя или погубить. Голова кружится, если задуматься о том, что в жизни, как в Пункте Назначения, череда мимолетных моментов связана и на что-то в этом мире обязательно влияет, при том люди, повлиявшие друг на друга могут быть даже не знакомы.
Мне нравятся отдельные мысли автора и ситуации, разыгранные между персонажами, нравятся тонкие нити взаимосвязей персонажей, хоть эта игра и остается для меня сложной, но мне не хватает спаяности истории, более плотной взаимосвязи сюжета и объяснений — все-таки я больше привыкла к простым книгам, где читатель проходит вместе с персонажем весь сюжетный путь бок о бок. Хотя благодаря авторской способности отступать от этого шаблона, Митчеллу как раз удается вовремя отпустить персонажа, чтобы показать жизнь такой, какая она есть на самом деле — текущий момент, промежуток без определенного начала и конца.
Содержит спойлеры6207