Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Кортик. Бронзовая птица. Выстрел

Анатолий Рыбаков

  • Аватар пользователя
    Аноним31 августа 2024 г.

    Детективная история или Экскурс в послереволюционную страну глазами пионера

    Данная книга А. Рыбакова прекрасна исключительно для тех, кто читал ее в советском детстве. От нее даже сейчас веет искренней свежестью. Разумеется, мне, выросшей на этой книге, трудно относиться к ней объективно. Книга включает в себя три повести: «Кортик», «Бронзовая птица» и «Выстрел», которые повествуют о истории обычных советских школьниках- детях, с которыми происходит много интересных событий.

    "Кортик" – первая часть трилогии. Действия происходят в начале двадцатых годов ХХ столетия, во времена Гражданской войны. Здесь только начинаются приключения мальчишек, которое несет в себе интригу, тайну и опасность. При этом данная книга - чистейшая подростковая приключенческо-детективная вещь.

    Это потрясающая повесть: очень динамичная, интересная, захватывающая. Возможно, она может показаться слишком простой или наивной, ведь повесть рассчитана в большей степени на детей, так что многое можно простить. Само произведение достаточно небольшое, но в нем показано многое: дружба, предательство, честность, храбрость, упорство.

    В этой повести происходит знакомство с главными героями трилогии: Мишей Поляковым, Генкой Петровым и Славой Эльдаровым.
    Миша - самый ответственный из всех. По натуре лидер. Ответственный, умный, решительный мальчик.
    Генка Петров - добродушный болтун, неугомонный, немного хулиганистый. По натуре "анархист". Не в прямом смысле слова, конечно. Часто он является помехой замыслам Миши, но в итоге его находчивость и изворотливость приходит всей "троице" на помощь.
    Слава Эльдаров – интеллигентный, прекрасно воспитанный, вежливый мальчик. Он занимается музыкой, и играет на пианино. Поэтому у него не всегда есть время ввязываться в авантюры Миши и Генки. Тем не менее, он является неотъемлемой частью этой "тройки".
    Сюжет - В городок Ревск на каникулы приехал московский школьник Миша Поляков. Однажды Мише удается завладеть старинным кортиком без ножен, который разыскивает бывший белогвардеец и главарь банды Никитский. Поэтому дружная компания юных пионеров во главе с Мишей Поляковым оказывается в центре детективной истории. Им нужно разгадать тайну старинного морского кортика с неизвестным шифром… В результате мальчики раскрывают тайну, заслуживают уважение одноклассников, соседей и становятся пионерами.

    В книге показаны хитросплетения людских судеб, оказывающихся в «клубке» событий, страстей, погонь, засад и расследований, которые держат читателя в напряжении до самого конца. Показаны полезные исторические сведения, относящиеся к холодному оружию.

    Анатолий Рыбаков пишет просто, занятно и увлекательно. Несмотря на то, что книга была написана давно, читать о приключениях московского школьника и его приятелей "не напряжно", так как автор описывает будни советских мальчишек, их увлечения, стремления и душевные порывы.

    Главная мысль произведения: дружба и преданность идеалам своей страны. Для трех друзей, Миши, Генки и Славика, не существует преград в раскрытии тайн. Благодаря своей смелости, честности, уму и наблюдательности они не только раскрыли секрет кортика, но и помогли обезвредить банду белогвардейца.

    Данная повесть учит тому, что нельзя жалеть сил в борьбе с подлыми людьми и закрывать глаза на происки преступного мира.
    "Бронзовая птица" – продолжение приключений мальчишек, но на этот раз дело касается сокровища графов Карагаевых.
    Действие повести происходит в 1923 году в России в Рязанской губернии. Это был сложный период, когда страна приходила в себя после революции и Гражданской войны. Под Москвой, неподалеку от старинной дворянской усадьбы, расположился пионерский лагерь. Однако ребят привезли сюда не для отдыха, а для обучения крестьян грамоте и привлечения деревенских детей в пионерскую организацию. Вожатым отряда был назначен Миша Поляков. Пионеры быстро нашли общий язык с местными мальчишками, и особенно теплые дружеские отношения установились с Васей Рыбалиным по прозвищу Жердяй и его братом Николаем. Между тем Николая обвинили в убийстве бывшего графского лесничего Кузьмина, но пионеры не поверили в его виновность и решили провести собственное расследование… Все следы ввели к уменьшенной копии бронзовой птицы в краеведческом музее. Оригинал скульптуры находился на территории графской усадьбы. Так ребята узнают тайну бронзовой птицы и находят убийцу лесничего…. Преступник был пойман, и Николая отпустили на свободу.

    В своём произведении автор показывает, какое большое значение в жизни каждого человека играет настоящая дружба и взаимовыручка. Благодаря этим качествам подросткам удалось раскрыть преступление и спасти от тюрьмы невиновного человека. Никакие жизненные препятствия не страшны, если рядом находится верный друг. Главная мысль повести - дружба, поддержка и общая цель помогут раскрыть любые тайны.

    В этой повести Автор продолжает придерживаться законов жанра приключенческого подросткового детектива, но и советский колорит не упускает из виду. Усадьба, и бывшие порядки в деревне – это все-таки не город и революционные преобразования здесь не так видны. И к пионерам, комсомольцам и новым порядкам все относятся настороженно и враждебно…

    Книга получилась интересной благодаря детективному элементу, где в роли детективов выступают обычные школьники-пионеры, и мальчишки, живущие поблизости с местом событий. Весь криминал, как оказалось, связан с бронзовой птицей, находящейся на помещичьем доме. И чтобы распутать серию преступлений, детям придется добраться до истины… и разгадать тайну бронзовой птицы.

    "Выстрел" – последняя часть трилогии, написанная спустя 25 лет после "Бронзовой птицы", уже в семидесятые. Исторический фон книги — первые годы Советской республики, наступил НЭП.

    Сюжет -Повзрослевшие главные герои вступают во взрослую жизнь в «новых экономических условиях». События разворачиваются во время прохождения Мишей Поляковым практики на текстильной фабрике. Вечером, в своей квартире, убит инженер фабрики Зимин. Он жил в одном дворе с ребятами. Подозрение падает на Витьку Бурова, главаря местной шпаны. В расследование включается Михаил, он видит, что это не простое преступление… Раскрытие Мишей Поляковым убийства инженера Зимина позволяет снять обвинения с невинного человека.

    Здесь Автор, можно сказать, круто меняет все:
    Во-первых, идет время НЭПа. Довольно скоро выяснилось, что без финансовых вливаний ни социализм, ни тем более коммунизм не построить, а потому "пришлось" разрешить частную торговлю, мелкий и средний бизнес и, конечно, обложить его пусть небольшими, но множественными налогами. И в доселе нищей и голодной стране вдруг стали появляться совершенно удивительные вещи – хорошая мануфактура, обувь, побрякушки, продукты, а главное – деньги. Не все могли позволить отовариваться у нэпманов, но торговля развивалась на ура, налоги шли, и жить стало действительно повеселее… Вслед за этим, как следствие, развивается экономическая преступность, а попросту говоря, спекуляция. Именно она и станет отправной точкой детективной составляющей "Выстрела".

    Во-вторых, Автор заставил своих персонажей (основную тройку) круто повзрослеть и пересмотреть свои взгляды на жизнь.

    Впрочем, Миша по-прежнему комсомольский вожак, честный и благородный, но это так называемый "думающий" винтик системы. Он пытается понять окружающих, особенно тех, что не похожи на него, пытается сообразить, как же так вышло, что люди довольны нэпом и нэпманским образом жизни. Да, не все, но тем не менее. Разве за это боролись революционеры….

    Генка Петров становится чистым нонконформистом, пролетарием тем самым, лозунговым, напоказ. Его потертая гимнастерка, драные штаны и облезлые сапоги забавная и очень максималистская демонстрация пролетарского происхождения, сделали из импульсивного, но доброго мальчишки какого-то гиперболизированного совдеповца.

    Слава Эльдаров – он и раньше позиционировался автором как интеллигентская прослойка, но сейчас это просто наблюдатель за окружающим. Ему, грубо говоря, на все плевать.

    Когда Миша просит его принять участие в расследовании преступления и в том, чтобы спасти невиновного, Слава отмахивается – «да, воруют, да, дают взятки, да, я таких каждый вечер в ресторане наблюдаю, ну и что? У меня нет времени на игры, и вообще, времена кортика и птицы кончились, а ты, Миша, все прыгаешь». Генка, впрочем, от расследования отказывается тоже. Поэтому Миша расследует дело в одиночку, но Автор почему-то не очень много места уделяет переживаниям парня насчет того, что их когда-то теплая компания распалась. Может быть, потому что ему, как комсомольцу, не положено грустить и "быть в плохом настроении"

    Так или иначе, "Выстрел" значительно отличается от первых двух частей трилогии и по настроению персонажей, и по общей атмосфере. Но я бы не сказала, что это плохо – было бы странно, если бы со временем герои не менялись, если учесть, в какое переменчивое время они жили.

    С точки зрения субъективной оценки можно отметить:

    • только первые две книги трилогии можно отнести к детской советской литературе, "Выстрел" все-таки вещь уже для взрослых. И там тонкой иронии по отношению к советскому строю уже нет, только гиперболизация и неприятие.
    • все три повести связанны с историческими моментами, происходившими в то время в стране. Только-только отгремела Революция и Гражданская война (хотя в "Кортике" с ее отдельными моментами еще можно косвенно столкнуться), а в "Выстреле" уже время НЭПа.
    • место действия – в "Кортике" и "Выстреле" Москва, а в "Бронзовой птице" – деревня при бывшей помещичьей усадьбе графов Карагаевых.
    • герои – трое школьников, на момент начала трилогии им лет по 13-14, к концу уже 17. Кроме них в книгах действуют и другие дети – их одноклассники, но скорее в качестве фона или второстепенных персонажей.

    -четко распределены роли в главной тройке: Миша Поляков – ее центр, принципиальный, умный, дотошный и вообще положительный со всех сторон, будущий комсомольский вожак.
    Генка Петров – деревенский мальчишка, приехавший в "Кортике" вместе с Мишей в Москву из маленького Ревска, к своей тетке. Это импульсивный, иногда перегибающий палку, немного болтун, но в целом неплохой парень.
    Слава Эльдаров – тот, кто отвечает за "интеллигенцию" в этой компании, вежливый, тихий, культурный и очень мягкий мальчик, неторопливый и предпочитающий сто раз подумать, прежде чем что-то делать и говорить.
    Все это распределение неплохо действует в первых двух книгах, в "Выстреле" же, написанном через двадцать пять лет после "Бронзовой птицы", герои становятся кардинально другими. Ну может быть, за исключением Миши. Обусловлено это, конечно, тем, что персонажи взрослеют, меняются, как им и положено.

    Все повести написаны ярким, живым, динамичным языком. Они реалистично воссоздает атмосферу первых лет социализма. Герои её колоритные и запоминающиеся. Книга написана очень доступным языком, имеет невероятно динамичный сюжет. События развиваются с огромной скоростью, поэтому читать очень интересно. Причем в любом возрасте.

    В любом случае, данная книга — это прекрасное произведение для подростков и читать его необходимо. Нужно, потому что это другая эпоха, это история нашей Родины, наших родителей и дедов, потому что книга помогает вспомнить что такое добро и справедливость.

    Читать или не читать это произведение Анатолия Рыбакова - вопрос выбора. Лично я с удовольствием бы еще раз перечитала.

    Можно ли кому-то сейчас рекомендовать эту книгу? Думаю, наверное, да. Она осталась ценной для нашего старшего поколения, но интересна будет в будущем только как экскурс в послереволюционную страну глазами одного из пионеров.

    23
    174