Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Как творить историю

Стивен Фрай

  • Аватар пользователя
    Аноним16 января 2015 г.
    Однако этак у нас получается сплошная предопределенность, как ее ни препарируй. Воля истории или воля ДНК. А где же воля человека?

    Начнем с того, что я все-таки больше люблю книги Фрая не за то, о чем он пишет, а за то, как он это делает. Второе прочтение КТИ спустя четыре с лишним года еще раз это подтвердило. Полное ощущение, что беседуешь со слегка рассеянным человеком во много раз умнее тебя, который то и дело отвлекается от сюжета то на одно, то на другое, словно сам себя перебивая, и засев за книгу ты неожиданно обнаруживаешь себя в половине третьего ночи увлеченной поиском книг, фильмов, имен, ведь его тексты - прямо-таки энциклопедия всего на свете - слегка поверхностная, склонная к этакому уничижительному самолюбованию ("я знаю по чуть-чуть обо всем на свете"). И вот из частей этого обрывочного монолога о ста вещах одновременно каким-то образом, не сразу, вырисовывается сюжет. Я в принципе понимаю, почему для многих книга очень тяжело читается в начале - как раз из-за этого стиля, который мне так нравится. Он начинает восприниматься легко и непринужденно только когда "поймаешь волну".

    Но в такой необычной, слегка киношной, слегка фривольной оболочке скрывается вполне серьезное произведение. И когда перестаешь отбиваться от многословных рассуждений, имен, обрывков фактов и умных мыслей, которыми бомбардирует читателя автор, остаются только вопросы, настолько же вечные, всеобщие, насколько и неразрешимые. Кто творит историю? Личность? люди? обстоятельства, сумма случайностей, толпа или одинокие герои и тираны? И как возникает то самое зло, воспитание, опять-таки случайность или оно зашифровано где-то в днк - видимо, это фраевский более "научный" вариант предопределенности, судьбы. На это нет и не может быть какого-то однозначного, "правильного" ответа. Мы не знаем и не узнаем, каким был бы мир, не родись на свет Гитлер, не произойди то или иное исторически важное, поворотное событие. Мог бы быть лучше. А мог и хуже. И да, с мыслью о том, что ситуация, предшествовавшая второй мировой войне складывалась десятилетиями и Гитлер не возник из небытия, его привели к власти люди, а значит, не он, так другой - с этой мыслью в целом я, наверное, согласна.

    Еще одна тема с вопросами без ответов - чувство вины Лео, преследовавшее его во всех версиях реальности. Отвечают ли дети за грехи отцов. Не он работал на нацистов, не он отдавал приказы о лишении жизни тысяч людей, но взять и просто забыть, перешагнуть через это и жить с чистой совестью... возможно ли?

    А про Майкла мне очень понравилась мысль, которую я прочитала в чьей-то рецензии... Что он - типичный представитель относительно благополучного поколения, которого не касались никакие всемирные катаклизмы, и вроде бы все хорошо, живи и радуйся, но он все что-то мечется, не знает чего хочет, неоднократно говорит о пустоте внутри, все чего-то не хватает, отсюда и родилась, на самом-то деле, идея всей авантюры - у Лео хотя бы была уважительная причина так рискнуть, а Майкл... от безделья? От незнания, что ему нужно в жизни и как и где это искать? и это единственный вопрос, на который автор дает простой и однозначный ответ.


    Настоящее. Любовь. И ничего больше не существует.
    10
    24