Рецензия на книгу
Облачный атлас
Дэвид Митчелл
Аноним30 августа 2024 г.Боже мой, что это за роман!
Фильм я смотрела давно и кроме пары моментов, все, что у меня осталось в памяти, что я была в восторге от фильма! Но можно сказать, что всю историю/истории я читала впервые. Принципиально не стала пересматривать фильм ДО того, как дочитаю книгу до конца. И вам настоятельно рекомендую сделать так же, хотя поверьте - ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ!!!Оригинальный фильм идет почти три часа, поэтому я его только начала пересматривать и уже сразу могу сказать, на сколько фильм - лишь попытка отразить настоящий смысл и ту неповторимую атмосфера за счет особой литературной структуры романа. Увы, в фильме это создает сумбур, в отличие от книги, где все достаточно понятно и последовательно.
Давайте сначала поговорим о структуре романа, здесь - это очень важно! Книга состоит из шести, по сути, различных историй. Где в каждой присутствует реинкарнация основного персонажа в разных временных промежутках, начиная с 18 века. И это совершенно разные люди с разным цветом кожи, разного пола и возраста и ориентации, поэтому даже не пытайтесь найти здесь единую общую связь. Здесь вообще общей связи между историями на поверхности практически нет, но мы еще до этого дойдем и вы поймете, что я имею ввиду. И так у нас 6 историй, рассказанных разными людьми разной эпохи:
1- история путешественника 18 века. Само собой путешествие было морское на корабле в лучших традициях Германа Мелвилла.
2-история молодого музыкального гения о попытке найти себя, в 19 веке.
3- история журналистки, которая пытается обнародовать страшную правду, скрытую крупной корпорацией.
4-история издателя, волей случая, обогатившемся на, казалось бы, совершенно провальной книге.
5-историю одного клона из далекого утопичного будущего.
6-и центральная история, переплетающая конец и начало, прошлое и будущее, первобытность и цивилизацию.И дальше автор добавляет структуре уникальности (во всяком случае, я еще такой прием не встречала ни у одного автора) - после 6 рассказанных историй, он завершает их в зеркальном порядке кроме 6 ой. Только 6-я история рассказана сразу целиком в середине книги. Все остальные истории разбиты на 2 части. И сначала вы двигаетесь от 1 до 6 и потом в обратном порядке узнаете развязку каждой истории от 5 до 1.
Вообще этой идеей сетевых историй автор вдохновился после чтения Итало Кальвино Если однажды зимней ночью путник.. (думаю не надо вам говорить, что мне сразу захотелось прочитать это произведение. Кстати, а кто читал? Поделитесь в комментариях впечатлениями). Я же встречалась уже с таким приемом. Сначала у Эрнан Диаза в его великолепном романе Доверие и в начале этого месяца у Лены Элтанг в первом романе Побег куманики, поэтому для меня такая структура не была шоком. Я уже понимала примерно как будет строится структура романа дальше.
Кстати о Лене Элтанг. Сделаю небольшое отступление. Читая первые две истории Облачного атласа я поймала настоящее дежавю. Никак не могла отделаться от мысли, что я снова читаю Элтанг. Я даже попробовала найти какую-нибудь статью о том, что вдохновило Лену использовать именно такую структуру романа и стилистику, но увы, ничего не нашла. И ладно стиль, но та же атмосфера, те же образы, то же развитие каждой истории. И даже есть некое подобие зеркала, но уже не так ярко выражено. Я не сильно верю в совпадения. И хотя разница в романах Митчелла и Элтанг не сильно большая, все же меня не оставляет ощущение, что она создала свой роман под впечатлением от Облачного атласа (а может тоже от Итало Кальвино?).
В общем после Побега куманики я уже была очень хорошо подкована в чтении такой структуры и в отличие от прошлой книги, у меня уже не было такого ощущения, что я вообще не понимаю, что происходит.
В фильмах - я терпеть не могу такой фрагментации. Просто ненавижу, когда параллельно показывают несколько линий. Но все меняется, когда ты читаешь книгу. Я еще тогда была в восторге от такого приема, когда впервые столкнулась с этим у Эрнан Диаза.
Но не смотря на всю непривычность структуры, каждая история по своему прекрасна. Они еще и написаны каждая в своей стилистике.
1-это прям явное влияние Германа Мелвилла. Я узнала его еще до того, как о Мелвилле упоминалось в тексте. Очень похоже на атмосферу романа "Тайпи" и "Ому" с некоторыми нотками "Моби Дика" (образ и имя капитана корабля - это отдельная история, но не буду спойлерить). Разве что нет того изящества, что присуще Мелвиллу.
2-ну здесь я прям видела как под копирку, письма персонажей Лены Элтанг. Очень художественно и интеллектуально и по началу ничего не понятно. Вообще я люблю истории в письмах.
3-здесь настоящая детективная история.
4-а вот здесь - апофеоз юмора Митчелла. Это безумно смешно! И если юмор присутствует и в других историях, то вот здесь - просто невозможно не смеяться в голос!Но по-настоящему глубокой и самой цепляющей лично для меня, оказалась история 5. Об этом тоже чуть позже.
6-эту историю читать было сложнее всего. Когда авторы пишут созданными" новыми" языками - это всегда непривычно и сложно. Но такой особенный язык создает определенную атмосферу первобытности, я понимаю, поэтому здесь советую вам просто потерпеть. Это пройдет.
А теперь в целом о чем же книга?
Если вы думаете, что она о космосе, фантастике, фэнтези и т.д. (здесь возможно бесконечное число ваших вариантов - все равно не угадаете), то нет))) В принципе ее попадание в жанр фантастики вообще очень условен. Да, есть 5 рассказ, который относится к антиутопии. И 6, где есть человек из будущего. И на этом все.На самом деле книга глубоко философская. На столько, на сколько вообще можно написать книгу такого объема, где каждая история - это всего лишь оболочка, за которой кроется очень важная, глубокая, философская тема. И если очень хорошо уметь читать между строк, то можно увидеть, что каждая из этих историй поднимает одни и те же вопросы, в разные века очень ярко показывая, что как бы человек не "развивался", как бы он не становился более "цивилизованным", от не ушёл далеко от своего природного "начала".
И вот как раз-таки 5 история начинает по-настоящему открывать нам глаза на то, что автор пытается нам сказать. И хотелось бы верить, что это всего лишь антиутопия. Но если учесть, что книга написана в 2004 году и прошло 10 лет, то реалистичность этого приближающегося будущего по-настоящему пугает. И если отбросить несколько моментов, то антиутопия уже перестает такой быть. Это вполне реальное время. Наше время.
На самом деле, если в период чтения книги вы не совсем поняли, что всем этим хотел сказать автор - он сам дает ответ на последних страницах, открывая весь свой замысел.
Но именно из-за философской основы книги, я бы не рекомендовала читать ее молодежи. И не потому что молодежь глупая и наивная, а потому что для многих моментов, показанных в романе, нужно накопить жизненный опыт, увидеть в чем заключается разница поколений/времени, научиться понимать политическое влияние не по школьным/университетским учебникам, а за их пределами и хотя бы просто начать размышлять над основным вопросом книги: цивилизация - благо ли это? И какую цену человечество за нее заплатило. Книга, которую стоит перечитывать как минимум каждые лет пять, что бы снова и снова открывать для себя в этом романе новые смыслы.
Однозначно книга оставила очень глубокий след в моих мыслях и моей душе и вырывается в лидеры лучших книг, прочитанных за год.
12443