Рецензия на книгу
Авиатрисы
Ами Д. Плат
derral30 августа 2024 г.Действительно мощная антивоенная драма
Сначала немного про то, о чём эта книга на самом деле, и про правильное позиционирование
Февраль 2024: вижу анонс в книжном tg-канале.
От девушки на обложке так веет решимостью, силой и непроизнесённым «А теперь повтори, что ты сейчас сказал», что я долго не могу отвести от неё взгляд. Сразу видно — в книге очень сильный женский персонаж!
Но меня сбивают отсылка на профессию в названии и «только избранные девушки» в аннотации. Наверное, это ромфант про пилота. Или история про магическую избранность с оттенком girlpower. Видимо тренд спортивных романов стал меняться, и теперь вышла книга про девушек-пилотов, а не про хоккеистов и фигуристов. Пролистываю, не моё.
Как же я ошибалась!
Июль 2024. Чат выпускников CWS. Авторы-выпускники делятся болями о своих книгах. Читаю:
«Это чистой воды антивоенная драма в фантастическом антураже, мрачная и жестокая. <…> Я, пообщавшись с женщиной, которая была штурманом во время ВОВ (пошла учиться как раз в 16 лет этому, когда война началась), очень горела идеей написать о том, что в первую очередь война калечит жизни детям. И взрослые должны эту ответственность осознать. Так что книга адресована не YA, хотя герои молодые», — Ами Д. Плат.Отматываю к названию книги — да это же те самые «Авиатрисы», вау! Идея автора сразу становится понятна... и она откликается. «Мрачная и жестокая антивоенная драма в фантастическом антураже» цепляет лучше, чем история про «сверхлёгкие истребители, которыми могут управлять только избранные девушки» в аннотации или сравнение с «Голодными играми» в блёрбе.. Сразу понимаешь, каких мыслей ждать.
Аннотация не продала мне книгу. Обложка не продала, хотя была ближе к этому. Зато позиционирование книги от автора — за считанные минуты, из чата я пошла покупать.
…Август 2024. Позиционирование от автора продало мне один экземпляр. А сама история после начала чтения — ещё пять «Авиатрис» всего за два месяца, потому что это бомба: книга очень легко написана, в ней несколько персонажей, много драмы и она именно про то, о чём говорила автор в чате CWS.
Чем зацепило №1: много лжи, в которую тоже веришь, и правильных вопросов между строк
Когда-то я читала «Северное сияние» (оно же «Золотой компас») Филиппа Пулмана, и меня впечатлило то, как история девочки Лиры, взятой под крыло обаятельной миссис Колтер, постепенно раскрывалась в паутину лжи, амбиций, недоговорок и жутких опытов над детьми. По силе эмоционального воздействия «Авиатрисы» можно поставить на одну ступеньку с Пулманом.
Уже в первой главе произойдёт событие, которое разделит жизнь героини на «до» и «после» — она пройдёт отбор в кадеты. Становится не по себе от того, как грубо шестнадцатилетнюю фабричную девчонку забирают рекрутёры.
На протяжении четверти книги автор даёт простор для того, чтобы ошибаться. Эта часть понравится ценителям «академок»: камерная атмосфера закрытой военной школы, неразговорчивая сокурсница со странной реакцией на разговоры о прошлых выпускницах, уроки и мечты о будущем. Автор «отобрала» совершенно разных девушек, у каждой свой взгляд на роль авиатрис в войне и свои ожидания. Через них мы понимаем, как живут в империи (и по кому сильнее отработала пропаганда — зачёркн.). Вместе с Вив я прониклась тем, какую роль она может сыграть: и правда же, только авиатрисы способны прекратить бессмысленную войну!
Но патриотичное воодушевление немного сбивали тревожные звоночки: недоговорки персонала, странные намёки, картины слишком уж лёгкой победы. Эффект усиливали главы от лица директрисы академии. Я-читатель уже нутром чуяла, что в подготовке авиатрис есть подвох. Но Вивьен, менее искушённая в историях о предательстве, этого ещё не видела и только-только поверила в свою роль…
А потом героиня попала туда, где авиатрисы должны изменить историю.
Там, на фронте, уже не до сахарной пропагандистской ваты, потому что приходится ставить перед собой конкретные вопросы, а на решение есть всего пара секунд.
Кто на самом деле становится целью авиатрис — какие-то агрессивные дикари, угрожающие их родине, или мирные жители? Она должна любой ценой выполнять приказы или обязана остановиться и сообщить о своих подозрениях командованию? Может ли оно быть не в курсе? Выполнение приказов делает её соучастницей преступлений или «война всё спишет» и «это приказ, ты не понимаешь, это другое»?
На то, чтобы сбросить бомбы в заданных координатах, нужна всего пара секунд. Но на то, чтобы разобраться, кто такие авиатрисы — массовые убийцы, девушки с запудренными мозгами или герои войны, — не хватает даже целой книги.
Дальше — больше. Глазами нескольких персонажей мы видим, как империя по максимуму использует людей, словно отработанный материал. Травмы, увечья, ложь, жестокость, пытки и опыты, и всё это служит интересам кучки министров и аристократов. А уже на следующей странице вдруг расцветают первая любовь и надежда на лучшее будущее… И медленное осознание своих чувств человеком, который видел в людях средство для достижения цели (как тут не вспомнить арию Рейстлина Маджере из «Последнего Испытания»: «Сам я заронил этот плевел в душу, сам его растил, поливал ядом… Выросли любовь и сочувствие к слабым, жалость ко мне — из жажды славы!»).
Здесь нет смакования и детализации насилия, всей жестокости войны. Но момент пролёта над пешей колонной я читала с теми же ощущениями, что и «Колокол Нагасаки» (воспоминания доктора Нагаи Такаи о дне атомного удара): нельзя не задуматься, сколько смертей и ужаса может принести один человек за штурвалом самолёта, когда просто хорошо выполняет приказы.
(В одном эпизоде автор прямо-таки добьёт, показав, как сделанный однажды выбор «выполнить приказ или не выполнить» навсегда отрежет авиатрису от прошлой жизни).
А сцена в анатомическом театре — это просто «А-а-а-а-а!!!»
Чем зацепило №2: неоднозначные герои
Ами Д. Плат нашла баланс:
• вопросы, которые звучат в книге, и неоднозначность персонажей делают её актуальной и интересной для взрослого читателя,
• приятный лёгкий слог и динамичный сюжет занижают «порог входа» до 12+ (на книге маркировка «16+» из-за мрачных моментов).Вряд ли этого удалось бы достичь, покажи автор происходящее глазами одной только неопытной Вивьен из кабины истребителя. Поэтому в книге мы видим события с трёх точек зрения:
1) Вивьен Деви
Девушка, которая становится авиатрисой в ходе принудительного отбора. Мама Вивьен первой увидела, что за девушкой пришли, приказала той бежать через окно и попыталась задержать рекрутёров. Вивьен попалась, но её сестре удалось исчезнуть. Поскольку авиатрисам запрещено писать домой, девушка не знает, что с её сестрой и отцом, наказали ли мать за побег дочерей. Она получает лишь ту информацию о близких, которую сообщает директриса академии — наиболее выгодную для общего дела.
В её сюжетной линии есть страх, воодушевление общим делом, разочарование, ответственность за вверенных ей авиатрис, полная смена приоритетов и первая любовь. В какой-то момент она даже меняется местами с теми, кто оказывался в заданной пилоту точке сброса бомб, и её глазами мы увидим работу авиатрис с земли.
Мой любимый момент в её сюжетной линии — это возглас, который срывается, когда девушка наконец-то проникается своей новой ролью. «Небо наше и мир будет наш» — слова, весь смысл которых не поняла даже она сама... но очень точно описала истинные аппетиты страны, за которую воюет.
Сила — это ответственность. Её наполнила решимость сделать всё от неё зависящее, чтобы как можно скорее принести Империи победу в войне с Лерийской Республикой. Как там говорил профессор Аронакс? Завоевать их месторождения и пустить богатства на благо народу. Победить голод. Вернуть военных домой в целости и сохранности. Провозгласить мир на континенте.
— Небо наше и мир будет наш! — выкрикнула Вивьен, и порыв ветра унёс её слова.2) Эбигейл де Локк
Графиня, осиротевшая после вражеской диверсии. Тогда же на пороге её дома появился обаятельный молодой мужчина из правительства, втёрся в доверие и нашёл рычаги влияния.
Теперь графиня де Локк — директриса академии авиатрис, публичное лицо всей небесной кампании. Может показаться, что у неё есть всё: богата, красива, вхожа в правительство... но на самом деле у неё есть только постоянное ощущение бессилия из-за того, что она раз за разом должна набирать девушек, вешать им лапшу на уши, выбрасывать на фронт, набирать новых и не думать, что с ними там происходит.
Кроме того, графиня как муха в паутине — она запуталась в отношениях с тем самым советником, который вроде бы её любит... но перемежает страстные поцелуи с угрозами, если Эбигейл хочет отойти от его планов... но говорит, что любит её. Но угрожает. Но вроде как любит.
Мне понравилось, что графиня не показана как однозначно хорошая девочка, которая попала под влияние плохого мальчика: она прекрасно знает, что делает, и во второй половине книги становится ясна её мотивация. Как по мне, достаточно нечестная по отношению к девочкам-авиатрисам, но на войне хороши все средства спасать дорогих тебе людей.
Любовная линия тоже понравилась, к концу я прониклась симпатией даже к манипулятору-антигерою.
— Иногда я думаю, что когда-нибудь вернусь домой, — сказал один солдат. — Раньше не верилось, что война может закончиться.
— Мы видели, как бомбы падают с неба, когда наступали. Истребители уничтожили склад боеприпасов, врагам нечем было отбиваться. Мы ещё ни разу так быстро не занимали позицию, — рассказывал другой.
Боль в груди Эбигейл утихала.3) Томас Биен
Тот самый манипулятор, который многого достиг, получив влияние на графиню де Локк и запустив кампанию по набору авиатрис. Его сюжетная линия нравится мне больше всего: сначала ожидала, что он просто обаятельный мерзавец, однако на фоне некоторых событий Томас начинает замечать, что Эбигейл перестала быть для него просто средством достижения цели.
Это были внезапные POV'ы, я не ожидала освещения событий со стороны этого манипулятора.
Томас держит графиню при себе угрозами и признаниями как кнутом и пряником, но вот в дело вступает ещё один мутный мужской персонаж и-и-и... И книга для Томаса заканчивается на такой ноте, что я очень жду продолжения!
Взрослый, красивый и серьёзный мужчина вселял в неё некое ощущение надёжности или даже веры. Будто он не врёт и знает, как лучше. Это явно чувствовалось, но не в речах, а скорее в манере изъясняться и держать себя. Бархатистый голос, терпкий аромат кожи, глубокие глаза, безупречный костюм — он буквально заполнил собой всё пространство, словно находился слишком близко, хоть и сидел на некотором расстоянии.В итоге
Это действительно оказалась не какая-то история про девушку-пилота, а мощная антивоенная драма с неоднозначными персонажами (ни один не бесил, у каждого своя цель!) и разным взглядом на события.
Посыл автора про ответственность взрослых за искалеченные жизни детей считывается на 100%. К нему бы я ещё добавила то, что взрослые не просто не берут на себя эту ответственность — в книге даже сами взрослые вроде Томаса и Эбигейл становятся винтиками большой машины, не могут распоряжаться собой. Это приводит к обману, заблуждениям и финальному поступку Вивьен Деви. Получили ровно то, к чему шли... но от этой мысли легче не становится.
Стимпанка как такового здесь меньше, чем войны, переживания происходящих событий и отношений между персонажами. Для меня это плюс: «не мои» темы про пилотирование самолётов и дирижабли воспринимались именно как интересный антураж и не мешали утонуть в истории.
Пока читала, постоянно думала, что «Авиатрисы» очень круто смотрелись бы в формате фильма или сериала вроде «Золотого компаса» и «Тёмных начал». Зрелищные, сильные, яркие, поднимающие сложные темы.
Рекомендую.
9204