Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Шагреневая кожа

Оноре де Бальзак

  • Аватар пользователя
    Аноним15 января 2015 г.

    Французское слово "chagrin" означает одновременно вид осла и боль.
    Поэтому название двусмысленное - шагреневая кожа или кожа боли.



    «Влюбленный хочет нарядить свою возлюбленную в шелка, облечь ее в мягкие ткани Востока, а чаще всего обладает ею на убогой постели. Честолюбец, мечтая о высшей власти, пресмыкается в грязи раболепства. Торговец дышит сырым, нездоровым воздухом в своей лавчонке, чтобы воздвигнуть обширный особняк, откуда его сын, наследник скороспелого богатства, будет изгнан, проиграв тяжбу против родного брата.»

    Последний раз я читала Бальзака еще в университете и уже успела соскучиться. Его произведения похожи на философскую притчу, однако куда ближе мне, нежели нарочитые поучения из детства. Бальзак пишет реальные истории о нашей жизни, основываясь на истинах. Читая историю героев Бальзака, не замечая, впитываешь огромный пласт вечности бытия, о котором иначе может быть и не задумываешься. Ощущение, будто в "Шагреневой коже" нет ни одного лишнего предложения, ни одного пустого контраста, все слажено для единой цели — показать, чего стоит жизнь и настоящие ценности. А еще, мне показалось, что Рафаэль де Валентен — это Гобсек, только помягче, загнаный в ловушку там, где последний получал истинное удовольствие, оббирая богатеньких.

    Молодой парень Рафаэль попадает в игорное заведение, как видно, имея там определенные цели и даже репутацию. Один из тех людей, кто нарочно проматывает жизнь, не имея ни малейшего представления о завершении скитаний. Ища какую-то роскошь, которой хочется подчеркнуть бессмысленность существования, молодой человек попадает в заведение богатое деньгами, но отнюдь не обстановкой. Жалкое зрелище пропадающих судеб, игорный дом — одна из вечных иллюзий для людей, которые хотят быть кем-то значимым или уже вовсе не хотят быть. Маленький, но уместный эпизод начала поражает атмосферностью описаний, это один из ключевых, хоть и не прозрачных моментов в судьбе Рафаэля де Валентена.

    Человек в определенном состоянии готов на многое, если не на все. Как далеко готовы зайти вы ради исполнения всех желаний? Ради того, чтобы иметь все? А что отдать взамен? Чтобы получить кусочек шагреневой кожи, обреченный быть наглядным примером уменьшения жизни Валентена и приносить невыносимую боль при исполнении каждого желания. Детали не сильно оговаривались так как суть была в могуществе, которого доселе не имел ни один человек, да и что терять человеку, который итак решил красиво прожигать жизнь?!


    — О, когда-нибудь мы, наверно, заплатим за такое счастье каким-нибудь страшным горем! — воскликнул Рафаэль.

    Дальше...

    Первое же желание для окружающих стало волшебством, а для Рафаэля — невыносимым испытанием. Одного желания хватило, чтобы понять — насколько дорого и ценно каждое и насколько впустую он жил до сих пор! Шагреневая кожа стала символом изменений почти мгновенных, которые иногда происходят с человеком. Отныне каждое из желаний на вес золота, да что там золота?! Целой жизни! Жизни, которая вдруг стала сокровищем. Рафаэль многое понял, да только менять все было слишком поздно, он будет платить за свои скоропалительные решения.


    «Общей слабости его юного тела не соответствовали, однако, его глаза; казалось, в этих синих глазах сосредоточилась вся его жизнь, в них сверкало необычайное чувство, поражавшее с первого взгляда. В такие глаза больно было смотреть. Одни могли прочесть в них отчаяние, другие — угадать внутреннюю борьбу, грозную, как упреки совести. Такой глубокий взор мог быть у бессильного человека, скрывающего свои желания в тайниках души, или же у скупца, мысленно вкушающего все наслаждения, которые могло бы доставить ему богатство и отказывающего себе в них из страха уменьшить свои сокровища;»

    Что делает человек, скованный цепями страха, осознавший вину, которую уже ничем не исправить? Следит за каждым миллиметром злосчастной кожи, веря и не веря в ее свойства, окружает себя богатством, раз уж теперь богат, и непременно верным слугой.


    […]господин Поррике: я сбегаю сказать, что вы здесь, и спрошу: нужно ли впустить? Он ответит «да» или «нет». Я никогда не говорю: «Не угодно ли вам? «, «Не хотите ли?», «Не желаете ли?»

    Теперь вся жизнь — инструкция. Борьба с собой. Ощущение, что в Рафаэле живут две личности, причем одна обязана подбавлять другую, в которой больше Валентена. Он боится своих желаний, боится людей и встреч, каждая из которых может окончится искренним пожеланием, а оно — отозваться болью и мукой.


    «Он вдруг подумал, что обладание могуществом, как бы ни было оно безгранично, не научает пользоваться им. Скипетр — игрушка для ребенка, для Ришелье — секира, а для Наполеона — рычаг, с помощью которого можно повернуть мир. Власть оставляет нас такими же, каковы мы по своей природе, и возвеличивает лишь великих. Рафаэль мог все, но не свершил ничего.»

    Любой подход к жизни чем-то обоснован. Очевидно, какие чувства и перемены вызвали у Рафаэля де Валентена ужасающие выводы о своей предыдущей жизни, о том, как легкомысленно парень хотел стать самоубийцей, а после — пожертвовал самым ценным, что у нас есть; а вот, что привело его к цинизму, к ощущению, что деньги сделают всемогущим, что его девушки должны быть обязательно богатыми (а лучше, если при титуле), что сделало его таким, каким он был до несчастного лоскутка шагрени, который способен забрать то, что человек, не подумав, отдал?! Этот вопрос мне был гораздо более интересен, чем даже последующий сюжет: чтобы добровольно отдавать жизнь за исполнение желаний, надо иметь взгляды, позволяющие идти такие жертвы. Бальзак мне ответил.

    А что, если это притча о настоящем? Если Рафаэль — это каждый из нас? Пусть даже не доведенный до отчаяния и попыток самоубийства, пусть даже нам никто не предложил шагреневую кожу (и поэтому кажется невозможной вся ситуация), пусть даже мы ведем обычную жизнь — неважно. Задуматься над тем, каковы наши ценности и желания, противопоставить им легкомыслие поступков, а так же — чего стоит жизнь и какие люди нас окружают — вот о чем надо мыслить после чтения Бальзака. Иначе даже не получается.

    66
    937