Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Бел Кауфман

  • Аватар пользователя
    Аноним27 августа 2024 г.

    Учитель должен быть одновременно актером, полицейским, ученым, тюремщиком, родителем, инспектором, рефери, другом, психиатром, учетчиком, руководителем и воспитателем, судьей и присяжным, властителем дум и составителем отчетов, а также великим магистром Классного журнала.

    Для меня это лучшая книга за прошедшее время. Роман своеобразен. В нем не будет целостного сюжета. Он состоит из обрывков писем, записок, приказов. Все вместе показывает нам будни одной из американских школ 60х годов. И здесь появляются две главные мысли:

    1.Насколько у нас было лучше с образованием в то время. Все-таки у нас все дети сидели, стекла были застеклены, что самое важное – у них была мотивация. Про абсолютно разное отношение к учителям я вообще молчу.
    Кстати, грустно было понимать, что в наших школах некоторые вещи, которые Кауфман критиковала тогда, появились только сейчас. Скажем, написание тех же экзаменов, провожающий в уборную и т.п

    2. Есть вещи, которые, видимо, были в школе всегда и никуда из нее не уйдут. В первую очередь это касается, конечно, канцелярщины.

    Основные моменты, на которых хочется остановиться.

    Записи детей
    Это лучшее, что есть в книге. И здесь огромная благодарность переводчику. Даже ошибки в письмах весьма натуральны. Именно такими фразами дети часто сейчас и пишут. А уж чего стоило упражнение с деепричастным оборотом, где ученица неправильное исправляет на неправильное.
    Если честно, читала/слушала эту часть просто с улыбкой. У меня до сих по хранятся записки «моих» детей, которые они писали, когда я уходила, и письма, полученные Сильвией в больнице очень-очень похожи.

    Открытый урок
    Очень понравилось письмо после открытого урока. В нем много действительно важных советов. Вообще, мне не нужно было читать биографию Кауфман, чтобы понять, что она работала в школе. У нее все слишком правдиво. И да, один из советов, который получила Сильвия, получила и я после первого урока на практике.

    Мэри и Генриетта
    Этот извечный спор между педагогами, которые считают, что обучение должно быть игровым и интересным и теми, кто считает, что главное – это труд. Сравнение этих двух учителей мне очень понравилось. Да, здесь это две крайности, но и такие крайности тоже реальны.


    – Если ученики ведут себя беспокойно, – сказала Генриетта, – я стараюсь шуткой вывести их из этого состояния. Не важно, сколько они выучат, важно, чтобы им хотелось ходить в школу; чтобы на них воздействовало обучение. И они знают, что могут говорить со мной о чем угодно – будь то секс или еще что-нибудь. Ребята чувствуют, что я своя. Пусть я и старая дева, но я еще не сдаюсь.
    – Тут не до шуток, – сказала Мэри, – мы их слишком балуем. Они так к этому привыкли, что приходят ко мне в класс без малейшего представления о том, как надо учиться и что такое предложение. И могут ли они выучить иностранный язык, когда и своего то не знают?
    – Те, кто хочет, выучат, – ответила Генриетта, – возьмите Боба – лучший ученик в школе по английскому языку и литературе. Не сочинения, а мечта. Победитель конкурсов, красив, вежлив, радость класса. Мне не приходится обучать его грамматическому разбору предложений.
    – Потому что это уже сделала я, – парировала Мэри. – Ваши новомодные штучки и превращение урока в игру и оставляют их неграмотными. Я им даю твердую основу, навыки.

    И что самое интересное, мы не знаем, кем станет Сильвия в дальнейшем: Беа или Мэри.

    Признания в любви учителям
    Эта линия не самая интересная, но она также важна в буднях школы, потому что есть молодые учителя, и есть записки, которые они получают. Записки в лучшем случае, мне однажды признанием моей «прекрасности» испортили обои и парту. С партой проще, но обои Это был шок, а сейчас вспоминаешь с улыбкой. В любом случае, здорово, когда учитель все ж не Пол и находит нужные слова в непростых ситуациях

    Медсестра
    Вот эта часть была по-настоящему грустной.
    «Она показала мне распоряжение Совета по образованию, висящее у нее над столом: ШКОЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА НЕ ДОЛЖНА ПРИКАСАТЬСЯ К РАНАМ, ВЫДАВАТЬ ЛЕКАРСТВА, ВЫНИМАТЬ ИЗ ГЛАЗ ИНОРОДНЫЕ ТЕЛА».
    Грустной потому, что еще не так много лет назад в каждом кабинете была минимальная аптечка, которой можно было пользоваться. Даже если нет медсестры. Я понимаю, что значит были прецеденты, раз это запретили, но иногда все ж …

    Канцелярщина
    Об этом здесь много. Это почти основное. На моменте списка по количеству лет на определенную дату уже просто хотелось смеяться. И тем, кто окончил школу примерно в одно время со мной, думаю, даже не известно, что позже учителя часто покупали мел за свои деньги.
    Отдельное спасибо хочу сказать моей Беа - Ларисе Николаевне (мы не общались уже много лет, но я всегда вспоминаю ее с теплом). Именно к ней (хотя не она была моим педагогом-наставником) я каждое утро приходила с огромным списком весь первый сентябрь моей работы в школе, потому что не знала массы вещей: где какую черту нужно провести в журнале под списком, из каких именно оценок выводится средний балл, и что вообще говорить родителям на первом собрании. А уж педсоветы по заполнению журнала всегда вызывали недоумение. Это же необычайно принципиально пропускать ли столбик после повторного оценивания, надписывать или нет сверху тему, писать "Т.1" или "Тема1". Безусловно, эти важные вещи заслуживали отдельного приказа, куда б без них пришло образование.

    Из непонятного.

    Ладно разбитое окно. Но почему там постоянно были стекла на полу?
    Питание в школе для многих единственное, но есть ученики не хотели.
    Непонятна сцена в конце с Фероне. Эта сцена даже как-то смазала основное впечатление. Я не поняла, что автор ей хотел донести. Или поняла, но тогда уже точно предпочла б, чтобы ее не было.

    Немного, хотя скорее много, прекрасных цитат:


    Для юности и в штампованных фразах таится новизна.

    О сливках заботиться нет нужды. Они всегда будут сверху.

    Что за шум? – Так звучит мысль, мистер Макхаби, – ответила я.

    Вы вызвали у меня мужество читать книги.

    Вот что! Я не возражаю против плохих учителей, но некоторые их привычки меня изводят. <...> Учителям нужно зеркало в глубине класса, чтобы они видели, какими мы их видим.

    Любовь к чтению – это на всю жизнь.

    Радости появятся позже — от самих учеников, причем от тех, от кого меньше всего ожидаешь.

    Мне кажется, когда я училась, ребята были другие. /Это вообще первая мысль после университета, хотя, казалось бы, прошло всего 5 лет/

    Я считаю, что надо учитывать ответы в классе, а не контрольные.
    Отвечая, вы говорите то, что думаете, а не то, что вас заставляют сказать.

    .. проверяя тетрадки, я думала: как их исправлять и что исправлять — правописание, пунктуацию или одиночество, сквозящее между строк?

    УРОК ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
    ДАЙТЕ КРАТКИЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС: ЗАЧЕМ МЫ ИЗУЧАЕМ МИФЫ И «ОДИССЕЮ».
    Чтобы разговаривать как культурные люди. Что будет в гостях, если кто упомянет греческого бога, а ты с ним незнакома. Неудобно.

    Взаимопонимания не бывает. Никто друг друга не слушает. Каждый человек - остров. Лучше угостите его кофе.

    Сначала заставьте их почувствовать, что хозяйка - Вы, а свою доброту успеете показать потом.

    Учителя стараются дать нам почувствовать, что мы ниже их. Может быть, это потому, что они чувствуют себя ниже других людей.

    Я встретилась с юношеством лицом к лицу. Профессор Уинтерс наверняка никогда учеников в глаза не видел.//а это про методистов, которые не работают в школе, но все создают/

    У нас есть ключи, но нет замков, есть доски, но нет мела, есть ученики, но нет мест, есть учителя, но нет времени учить.

    Для меня этак книга стала путешествием в прошлое. Хочу поблагодарить всех учителей, которые продолжают вопреки всему идти вверх по этой лестнице и вести за собой учеников, несмотря на все проблемы и сложности. Пусть новый учебный года "благословит вас на подвиг"

    15
    601