Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Закатное солнце

Осаму Дадзай

  • Аватар пользователя
    Аноним27 августа 2024 г.

    смерть аристократии

    "Закатное солнце" - это роман японского классика Осаму Дадзая, рассказывающий о переменах в жизни современного ему общества, в частности - аристократии. Эта тема была особенно близка автору, ведь в его жилах тоже текла дворянская кровь, к которой он испытывал немалое презрение. Об этом Дадзай писал еще в "Осенней истории". Роман написан довольно красочно и реалистично, тебя будто постепенно засасывает в омут, это чувство увядания и разложения было передано автором особенно хорошо...

    В произведении присутствуют три главных героя: Кадзуко (девушка двадцати девяти лет, от лица которой ведётся повествование), ее брат Наодзи и их мать. Последняя, наверное, понравилась мне больше всего из-за своего живого и добродушного характера. Как писала Кадзуко в своих записях: ее мать - последняя аристократка Японии. И правда, эта женщина преисполнена невероятной элегантностью, умом и красотой, но при этом совершенно не высокомерна, а мягка и  искренна. Но, она и умирает самой первой (если не считать отца семейства). Она принадлежит старой эпохе и потому не может существовать в новой. Очень интересны еще и змеи, которые появляются, когда умирают отец или мать. Трудно сказать, что конкретно они символизируют, но... Кадзуко по ошибке сжигает яйца одной змеи, после этого ей вечно кажется, что змея собирается отомстить им. Возможно, это ключ? Змея, которую лишили будущего (детей) и Кадзуко, которая потеряла мать (прошлое)? Ну да ладно, это только мои домыслы. Так или иначе, образ матери ясно говорит нам о том, что прошлое ушло безвозвратно, а человеку старого уклада не прожить в современном мире.

    Но а в образе Наодзи мы можем увидеть черты самого автора. Самоубийца, разочаровавшийся в жизни и в людях; слабая травинка, что не в силах больше выдержать различные тяжбы; угнетённый своим происхождением аристократ, проматывающий последние деньги семьи, лишь бы забыться, спрятаться от своего отчаяния... Он пытался "отказаться" от своего рода, хотел примкнуть к обычному люду, в котором видел подлинную жизнь, но увы, не смог. Если мир дворян сгнил и он покинул его, то в мир рабочих и крестьян его не пускают, относятся с презрением к его семье. Так он и остался неприкаянной душой. При этом, как бы его разум не стремился к "обычной жизни", сердце его все еще принадлежит "духу аристократии". Это мы можем понять, читая предсмертную записку. Любовью Наодзи была женщина, не дворянка по происхождению, но по духу. Он влюбился в эту скромную, величественную, искреннюю и, как он сам сказал, гуманную женщину, чем-то напоминающую ему мать (сравнение с матерью, как с настоящей женщиной аристократкой). К слову, сам Наодзи так и говорил, что происхождение еще не делает тебя подлинным аристократом, ну или же, возвышенным человеком.

    Несмотря на все, этот роман все-таки довольно оптимистичен по мерках Дадзая Осаму... Ведь он тем не менее оставляет надежду, надежду в лице Кадзуко и ее ребенка. Сама Кадзуко, в отличие от бунтующего Наодзи, была девушкой довольно-таки примерной, а все же именно она смогла совершить реальную моральную революцию, хоть и только в своей собственной жизни. Она является полной противоположностью своего брата, ее разум может быть и остаётся где-то рядом с матерью, среди садов, роз и вязания, но душа ее принадлежит миру обычных, простых людей. На то указывают сразу несколько факторов. Во-первых, вспомните, как она работала во время войны, забивая сваи, или же, как занималась огородом - все это приносило ей некоторое наслаждение, удовольствие, покой, хоть нельзя отрицать и того, что такая работа давалась ей тяжело.Ну а во-вторых, мы можем говорить о ее любви к художнику (или писателю) Уэхаре, полу-человеку, полу-животному, облезлому, беззубому, вечно пьющему... Я могла бы долго говорить о его недостатках, о которых в избытке поведал нам Наодзи, например, Уэхара пьет и кутит для лишь для своего наслаждения ,проматывая последние средства; относится к жене как к скоту; рисует (пишет) ради денег, следуя моде и не имея своих идей; он не капли не разбирается не только в искусстве вообще, но также и в своем творчестве тоже... для него, наверное, так и осталось загадкой , почему его работы стали так успешны... Но, из диалогов с самим художником (писателем), можно открыть и то, что сам он тоже разочарован жизнью, тоже страдает и, как и брат главной героини, хочет поскорее умереть. В общем-то, это может значить и то, что не только аристократы разлагаются духовно, но и обычные люди подвержены этому не меньше...

    Итак, героиня романа нашла свое спасение в том, что приспособилась к жизни, забыла, вычеркнула свое прошлое и скатилась вниз к простым рабочим и крестьянам, она связала свою жизнь с этим людом и осталась в живых, избежала смерти.

    Может быть, такой посыл и был у автора? Высшие слои общества не могут более существовать и единственное верное решение это спуститься вниз, к народу, иначе их ждет верная смерть?

    Конечно, много чего еще можно сказать касательно этого произведения. К слову, я не совсем понимаю, почему многие решили, что Кадзуко решила показать своего ребенка жене Уэхары, чтобы ранить ее. Я наоборот думала, что она хочет таким образом утешить ее, всё-таки ребенок=продолжение самого Наодзи... (Наодзи был как раз влюблён в жену Уэхары).


    Надеюсь, здесь было не слишком много ошибок...

    5
    416