Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вдруг охотник выбегает

Юлия Яковлева

  • Аватар пользователя
    Аноним26 августа 2024 г.

    После прочтения сжечь.

    Про это произведение я узнал посредством рекламы – заходя в книжный, увидел плакат. Крутая обложка в стиле примитивизма и хорошие отзывы на детектив вызвали желание приобрести и прочитать книгу «Вдруг охотник выбегает». Интересный сеттинг - приключения советского следователя как в сериале «Ликвидация», захватывающая аннотация, но что же могло пойти не так?

    Следователь Зайцев (аллюзией на это и стало название детектива) сталкивается со странным делом: убита девушка, но поза трупа странная. Да и одета она театрально.


    От фигуры убитой веяло тревогой и драмой. Позади алым полыхала шелковая портьера. На ее фоне платье казалось еще черней, белая роза – еще ослепительней. Контраст алого, черного и белого был почти театральным. Его смягчали переливчатость шелка, глубокая мягкость бархата и нежность лепестков.

    Однако расследование забуксовало, и нашлись дела более важные – сопротивление гэпэушникам и советской действительности. Правда, эта действительность показана шаблонно как из сборника анекдотов:


    – Между прочим, товарищи, я читал в прессе, что в Америке негров до сих пор линчуют, – вставил Серафимов.
    • Невинных никто не сажает. Мы же в советском союзе, а не в Америке какой-нибудь.

      … заявил Зайцев, после чего и сел по сюжету. Он, как оказывается, из дворян и, пройдя детдом, интегрировался в советское общество, однако обида осталась… В тексте эта неприязнь выглядит очень топорно:


    Зайцев в который раз поражался их заурядным, совершенно обыкновенным физиономиям. Если бы не футляр, не сказал бы, что эта харя имеет отношение к музыке, эти пальцы извлекают на свет гармонию.
    На аукционы собиралось множество коллекционеров и просто таких, кому охота было поглазеть на еще недавно закрытый для них мир богатых, знатных или хотя бы знаменитых. Обыватели. «Говноеды», – называли их опытные антиквары.
    Пахло дегтем, немытым телом, влажной шерстью. Пассажиры заводили вялые перебранки, но, гавкнув раз-другой, умолкали. На желтовато-серых лицах была написана усталость. Даже недавние деревенские жители, которых массово переманил город или силой перевело на заводы начальство, быстро обрели нездоровый местный окрас. Уже не понять кто местный, кто приезжий.

    Так помимо того, что автор не может сдержать свой питерский снобизм, так в тексте выпирает и ее гендер, отчего персонаж Зайцев чувствуется как женщина в мужском теле:


    – Как сказала Наташа Ростова, башмачок не жал, а веселил ножку, – иронически проговорил Зайцев. Военный не ответил.

    Слог не дает ни шанса утвердиться в его традиционности:


    Вода смыла тюрьму, допросы, камеру, а заодно и ночной смольный, и товарища Кирова с его электрическим шапито…

    Ладно, перестанем шутить. Вот тот отрывок:


    Глядя на Катьку, Зайцев недоумевал особенно: как это люди находят себе супругов? Разглядеть в эдакой, например, туше свою единственную. А ведь выбрал ее муж эту свою Катерину Егоровну. Уму непостижимо, размышлял он, жуя хлеб. Решают. Записываются. Тащат в комнату примусы, матрасы, потом детские кроватки и корытца. Вьют гнездо. Эта сторона обычной человеческой жизни казалась Зайцеву невообразимой. И эти все ритуалы. Походы на танцы. А потом непременный мужской пиджак поверх девичьих плеч, с бесконечной невской набережной в качестве декорации. Стишки еще, цветочки… Зайцев поморщился. Стряхнул крошки и залпом опрокинул оставшийся кофе.

    Хотели показать загруженность персонажа долгом, отчего он совсем не живет своей жизнью, а получилось, что Зайцев боится и избегает женщин.

    Довольно серьёзная тема - как репрессии превращаются в фарс: на открытом заседании гэпеушники, похожие на вурдалаков, вызывают Зайцева. Почти подходят к тому, что он не благонадёжный и чуждый элемент, но его спасает уборщица, заявляя о том, что не стоит беспокоиться про его родню - отца никто не видел, а МАТЬ Ш…А (низкой социальной ответственности).

    Хорошо, этот балаган свернули – доводы показались убедительными. После Зайцев идет в балет с дамой. Автор позволил ему это сделать лишь для того, чтобы отдать себе дань уважения – Юлия Яковлева балетный критик. И вот сыщик заснул, а девушка истерически возмущена, и за такое пренебрежение к искусству автор упекает Зайцева в тюрьму – гепэшники, видимо, решили посадить его для подстраховки.

    Сидит он три месяца в страшных стенах, где от допросов у него болели ребра, а после его отпускают. Собственно, это и вся кровавая гэбня в романе. А Зайцев нужен для расследования странного убийства по просьбе самого Кирова!

    Итак, юные детективы, попрошу вас зарисовать место преступления — это пригодится нам в дальнейшем:


    Первый труп – сидевший на коленях – был без головы. Оранжево-желтая рубаха сверкала в темноте.

    Центром жуткой группы была полная блондинка в тонком белом платье до самой земли. Толстая коса была уложена на голове. Кустарник позади не позволял телу упасть. Казалось, женщина стояла в несколько обмякшей позе. На нее чуть не наваливалась еще одна, в голубом, также затейливо причесанная. Перед ними на коленях стоял труп старухи в темной одежде. Белел воротничок, в полутьме голова, казалось, парила отдельно от тела.

    …ужасный безголовый труп, который первым бросился ему в глаза, не безголовый вовсе, а чернокожий. Ноги его были подогнуты. Не падал он только потому, что обе руки упирались в большое корыто, стоявшее на траве. Будто чернокожий показывал его мертвым женщинам.

    Итак, зафиксировали:
    Убийца явно обставляет трупы для сюжета. Но какой сюжет увидели Вы? Мне показалось, что это вообще сцена рождения Иисуса.

    Сюжет развивается, трупы в виде сюжетов картин складываются, и неожиданно Зайцев сталкивается с убийцей. Им оказывается

    специалист по живописи из Эрмитажа.

    Убийца убого появляется, плюя на заповеди по написанию классических детективов Рональда Нокса, а именно: «В произведении не должен фигурировать китаец». Еще тогда в низкосортных романах появлялся китаец, который сам был убийцей или, плохо объясняясь на ломанном английском, называл убийцу.

    Именно это и происходит в развязке: убийца связал следователя, чтобы тот сгорел по сюжету картины «Муки охотника», и, поведав все о своих злодеяниях, скрылся.

    Сюжет романа берет за основу реальный случай из нашей истории – продажа картин из Эрмитажа. В жизни об этом мы можем только сокрушаться, но литературный убийца же расстроился гораздо сильнее оттого, что полотна уходят за границу, отчего и стал убивать и выкладывать сюжеты картин из трупов, передавая сигналы власти. Мотивация сомнительная.

    А вот та картина, что мы рисовали с Вами:

    Время свериться с описанием этого сюжета от автора, нашей зарисовки с места преступления и перейти к выводам.

    Детектив разваливается из-за халтурного описания сюжетов картин. Ведь хочется докопаться до истины если не быстрее героя, то вместе с ним, благодаря его уму и находчивости. Но странненький главный герой с тотальным чувством омерзения к своему народу просто ведет нас по сюжету. И шаблонное представление времени репрессий только раздражает. Неужели так мало нужно, чтобы тебя хвалили на Lenta.ru?

    П.с.


    Для всей их огромной коммуналки, для всей парадной, для всего двора и второго, связанного с ним аркой двора-колодца, да для всего дома, в котором, если верить россказням, до революции жила его хозяйка, знаменитая романсовая певица Вяльцева, а теперь - простой рабочий народ, для всего дома она была, конечно, тётей Пашей.

    Какой же не неповторимый авторский слог!

    Содержит спойлеры
    8
    466