Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры

Эрик Берн

  • Аватар пользователя
    Аноним13 января 2015 г.

    У каждого человека есть некий набор поведенческих схем, который соотносится с определенным состоянием его сознания. Есть также другое психическое состояние, часто несовместимое с первым, бывает связан с другим набором схем. Эти различия и изменения говорят о существовании различных состояний Я. Я – система чувств, набор согласованных поведенческих схем. У каждого человека есть ограниченный набор состояний Я:

    • Состояния Я, сходные с образом родителей (родитель) – человек может эффективно играть роль своих детей, благодаря этому состоянию многие реакции стали автоматическими, что позволяет сэкономить время;
    • Состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности (взрослый) – контролирует действия ребенка и родителя, является посредником между ними;
    • Состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки (ребенок) – источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений, радости.

      Дальше...


    Общение родитель-родитель: обмен сплетнями;
    Общение взрослый-взрослый: решение реальной проблемы;
    Общение ребенок-ребенок: игра вместе.

    Трансакционный (трансакция – единица общения) анализ – его цель – выяснение, какое именно состояние Я ответственно за трансакционный стимул (показ осведомленности о присутствии другого) и какое состояние человека осуществило трансакционную реакцию (ответ на трансакционный стимул). При нормальных человеческих отношениях стимул влечет за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию.

    Правила коммуникации:
    Пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации будет протекать неопределенно долго;
    Процесс коммуникации прерывается, если происходят пересекающиеся трансакции (общение взрослый-взрослый, его прерывает трансакция ребенок-родитель или родитель-ребенок);

    Дополнительные трансакции – поверхностные взаимоотношения, легко нарушаются простыми пересекающимися трансакциями. Помимо этого, существуют и скрытые трансакции, требующие одновременного участия более чем двух состояний Я – эта категория служит основой для игр. На внешнем уровне общение может происходит между взрослыми, а на психологическом – между ребенком и ребенком (пример- сексуальные взаимоотношения, заигрывание).

    Игра – серия следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом.

    Структурирование времени. Длинные ряды трансакций, возникающие на протяжении жизни человека, можно так классифицировать, что в результате появляется возможность кратко и долгосрочного прогнозирования его социального поведения. Виды влечения или потребностей:
    • Стимулирование или жажда ощущений – многие люди утверждают, что они стремятся избегать возбуждающих ощущений, а на самом деле большинство из них ищут их;
    • Жажда признания – стремление к особого рода ощущениям, которые может дать другой человек;
    • Жажда структурированности – люди, умеющие структурировать свое время, - самые дефицитные и высокооплачиваемые специалисты в любом обществе.

    Формы структурирования времени:
    Один полюс – замкнутость – явная коммуникация между людьми отсутствует:
    • Ритуал – крайне стилизованные формы взаимодействия, могут иметь неформальный характер, могут носит официальный характер (трансакции абсолютно предсказуемы, не несут информации), ритуалы программируются обычаями и традициями;
    • Активность – работа, трансакции диктуются материалом, трансакции обычно направлены от Взрослого к Взрослому и соотнесены с внешней реальностью, то есть с предметной деятельностью;
    • Времяпровождение – обладает некоторой повторяемостью – многовариантное взаимодействие, имеющее законченный характер (фраза или предложение) – например вечеринка с угощением;
    • Игра – времяпровождение, когда проскальзывают индивидуальные нотки; игры предполагают приманку, срабатывающую в случае слабости на которую они рассчитаны, после окончания игры все получают свои “выигрыши” или “вознаграждения”. Формула игры: П+С=Рк-Р-Н-В, П+С – приманка схвачена, игрок тянет за рычаг (Р), потом момент смущения или недоумения (Н), затем – оба получают выигрыши (В).

    Второй пограничный случай, замыкающий игру – близость – искреннее неигровое отношение между людьми со свободным взаимным обменом между ними, исключающим извлечение выгод.

    Влияние предков (истоки многих жизненных сценариев можно проследить, исследуя жизнь прародителей семьи):
    • Гордость за предков – если человек гордится своей благородной семьей, но при этом произносит это торжественно и церемонно, скорее всего он неудачник, который использует информацию о своих предках для оправдания собственного существования, поскольку ему самому не дано отличиться; если же при этом он смеется или иронизирует – за этим всегда скрывается некоторое неблагополучие;
    • Идеализация – человек хочет повторить судьбу своих предков и исходит из этого в своем жизненном сценарии – романтический тип; парадоксальный – признание достоинств предков, которые все же с возрастом исчезли, но, тем не менее, желание повторить жизненный путь предков;
    • Соперничество – “Дедушка всю жизнь своей личностью подавлял бабушку” - невротическая реакция, выражение желания Ребенка быть сильнее своих родителей;
    • Личный опыт – возможно, что от одного из прародителей будет исходит вдохновение на подвиги, а возможно – плохое влияние.

    Также в ходе изучения жизненного сценария нельзя упускать момент, связанный с очередностью рождения, где большой значение имеет сценарий родителей – какой пол ребенка ожидался, в какое время и т.д. также, если семья большая – одному ребенку отводится роль героя, другому – неудачника, кому-то из детей с рождения может предназначаться роль сиделки возле родителей. Также эта информация ценна по причине того, что дети в своих семьях часто воспроизводят сценарии отношений своих родителей. В этом контексте можно упомянуть и о родовом сценарии, то есть о травмах, возникающих в момент рождения, но с уверенностью говорить об этом не приходиться, так как нет подтверждающих эту теорию фактов. Имена и фамилии:
    • Целенаправленно – специализированные, или имя одного из родителей – накладываются определенные обязательства, ребенок чувствует себя значительно увереннее среди сверстников;
    • По несчастью – красиво звучащее имя – необходимо выработать стойкую позицию по отношению к имени в случае переезда в новое место;
    • Из-за небрежности или легкомыслия – ласковые прозвища – могут “прилипнуть” на всю жизнь;
    • Из-за неизбежности – фамилии – некоторые фамилии одного языка на другом звучат не совсем прилично.
    • Развитие в детском возрасте.

    Влияние в раннем возрасте – у ребенка постепенно формируются представления о себе и об окружающих его людях, формируются позиции Я-Ты (++ успех, +- превосходство, - + депрессивность и - - безнадежность), добавляются также к этим основным позициям Они + “Мы всех любим”, Они- “Кому они нужны”, + - + “Здесь вы ребята не так хороши, как они там”, + - - “все должны склоняться передо мной и быть похожими на меня, конечно, настолько, насколько могут эти ничтожные люди”, - + + “Я ничтожнейший человек в мире”, - + - “Я унижаюсь и ты наградишь меня, а не тех ничтожных людей”, - - + “они нас ненавидят потому что мы не такие хорошие как они”, - - - “хороших людей уже нет” ребенок уже знает, как стать победителем или неудачником, приобретает убеждения и выбирает позиции, выбирает сюжет для сценария.

    4
    89