Рецензия на книгу
Братья Карамазовы
Фёдор Достоевский
Аноним24 августа 2024 г.«Тут дьявол с богом борется, а поле битвы - сердца людей»
Это роман сильный, глубокий, сложный, национальный. Однако он не только про русский народ, хотя тема судьбы России проходит лейтмотивом через всё произведение. Это роман о человеке, о людях, о каждом из нас.
В основе сюжета лежит детективная история, связанная с отцеубийством. Страшное и темное преступление, разгадать которое предстоит не только следователям и всем жителям Скотопригоньевска (так назван город, в котором происходят описанные в романе события), но и самому читателю. Отношения в семье заглавных героев наполнены ссорами, ревностью и вспышками гнева. Трагедия Карамазовых, по моему мнению, заключается в отсутствии взаимопонимания между отцом и сыновьями, объединения, понятия любви к ближнему и человеколюбия в целом. Чтобы спасалось человечество, нужно начинать со спасения не только своей души, но и души ближнего, а это возможно только тогда, когда люди заметят ближних вокруг себя и полюбят их.
«Повсеместно ныне ум человеческий начинает насмешливо не понимать, что истинное обеспечение лица состоит в не личном уединении его усилии, а в людской общей целостности»
Однако детективная сторона романа протекает на фоне одного вечного и важного вопроса - вопроса веры и безверия.
«Тут дьявол с богом борется, а поле битвы-сердца людей»
Это высказывание является самым точным для передачи смысла романа, уже вмещает в себя весь роман. Одна эта фраза олицетворяет каждый эпизод произведения. Все герои, которых мы встречаем, проходят через эту борьбу, все до единого. И у всех она своя. Нет такого, кто бы мог сказать себе: «Я твердо верую от рождения до смерти моей». Мытарства души, сомнения, вопросы о вечном и борьба. Тяжкая борьба веры и неверия, света и темного безбожия.
Так и захватывает дух, когда вспоминаешь слова Мити Карамазова на суде после долгих и мучительных разбирательств: «Но пощадите, не лишите меня Бога моего, знаю себя: возропщу! Тяжело душе моей, господа…пощадите!». Это отчаяние и душевная мука в словах. Даже подлый грешный человек приходит к Богу, проходит свой сложный путь, несет свой тяжкий крест и боится потерять это ощущение чистого покаяния, но Господь всегда простит. В этом высказывании и выражается сложное и долгое противостояние добра и зла, которое терзает человеческую душу. Не покидает даже сердце такого праведного и близкого к старцу Зосиме героя, как Алеша Карамазов. Ведь и у него были «такие минутки», когда он засомневался и возроптал. Но всё простится человеку, и он познает вечную и безмерную любовь. Как бы сложно ни было, как бы многого этого ни стоило.
Это роман о сострадании и милосердии, о том, как человек учится быть человеком. Роман о грехопадении и горьком покаянии. Произведение построено на приеме антитезы, где добро и зло противостоят друг другу, борются в сердце человека. Тут можно говорить о том, что все три брата представляют собой отдельные психологические портреты, однако они схожи между собой, так как каждый из Карамазовых обладает теми же отдельными чертами, что и его брат. Это указывает на то, что не только свойствами характера, но и слабостями похожи люди.
И сомнений быть не может, что Алеша - это олицетворение Христа. На протяжении всего произведения основные герои раскрывали ему мытарства своей души, исповедуясь, и выражали искреннюю любовь. Он же, в свою очередь, любил и прощал каждого. Значим и финальный эпизод у камня, когда его маленькую проповедь слушали 12 мальчиков, бывших друзьями Илюши, которые как 12 учеников окружили Спасителя:
«Ах, деточки, ах, милые друзья, не бойтесь жизни! Как хороша жизнь,когда что-нибудь сделал хорошее и правдивое!»
Однако интересен и вопрос о том, кем является рассказчик. Автор выступает в роли некого повествователя, который ведет сюжет, наполняя его своими наблюдениями. Как он признается сам, повествование не совсем полное и в некоторых местах неточное. Но удивительно то, как он будто заглядывает в душу каждого героя, тонко описывая мытарства, при этом будто находясь с ними в эпизоде, представая тихим наблюдателем и слушателем человеческим сердец. В этом и есть сила Достоевского не только как писателя, но и как психолога, «знатока души человеческой».
Стоит отметить, что чтение трудное, особенно для тех, кто к книгам равнодушен, как равнодушен и к творчеству упомянутого автора. Библейские сюжеты проходят красной нитью через весь роман, так что их понимание тоже необходимо для глубинного познания замысла писателя. Однако, возможно, это и есть часть Вашего пути, когда проходишь через тяжелый труд к некому «перерождению» и переосмыслению всей жизни.
Знаете, у меня впервые так, что после прочтения книги хочется еще немного поплакать.. хочется сесть в тишине и осмыслить. Может, это от того, что я очень прониклась судьбой героев. А может и от осознания того, как каждый по-разному приходит к Богу, как Боженька ведет своих деточек, младшеньких и взрослых, чистых и невинных, грешных и подлых, но ведет, к Себе, к свету, к объединению, смирению и тихому покаянию.
8382