Рецензия на книгу
Темные аллеи
Иван Бунин
Аноним12 января 2015 г.Темные - потому что Бунин бродит в потемках разума, на амальгаме сознания брезжут наваждения, образы со стертой индивидуальностью, немного условные и типизированные (все эти худые высокие бунинские девушки), не личности, а лишь плоть от плоти автор. И мы спускаемся, пусть не в ад, но в какое-то чистилище, где вновь и вновь проигрывается один и тот же любовный конфликт, явленный в разных образах
Аллеи - потому что нет путеводной звезды, нет единого пути - в его мире нет морали, нет морального императива, который весь светится у Пушкина, ставится под сомнение у Достоевского и коробится у Толстого, здесь просто отсутствует эта категория. Темен его человек, не властен человек над собой, над своей страстью. Бунин - наверно единственный писатель, который смог так звучно срифмовать любовь и кровь/смерть, не впав в грех мелодраматичности. Потому что бунинская любовь, пусть даже к проститутке, свята.Темные аллеи - пограничная книга, где Бунин черпает из двух миров и двух половинок века: модернизма и постмодернизма. Он уже одной ногой в постмодернизме, уже не стесняется своей роли демируга своего мирка и даже подчас стремится к ней, уже не стесняется создавать свой мир, наполняя его своими альтер-эго, подчеркивая подчас его искуственность, перегружая его деталями, прекрасно понимая что его чуткий к стиллистике читатель почувствует это. Но Бунину всё равно, потому что он создает этот мир, чтобы самому смаковать его, это снобско, но в тоже время создает каое-то болезненное чувство сопричастности. Если Шмелев в эмиграции пишет "Солнце мертвых", то и Бунин пишет некий "Дневник мертвых", обращаясь к прошлому, которое уже навсегда мертво, не только потому что молодость прошла, но и потому что эта Россия ушла.
С другой стороны он все еще модернист в плане стремления к красоте - чувствования, одежды, еды, культуры в конце концов. Слишком уж его герои еще чувственно-эротичны, в то время, как на другом берегу его литертурный наследник/соперник уже начал Лолиту, знак совсем другого уже сексуального сознания и века.И если продолжать эту линию между Набоковым и Буниным. То Бунин конечно Ветхий завет, а Набоков - Новый. Темнные аллеи - это до Света, anno Domini. Бунин здесь - сладострастный язычник и ветхозаветный поэт, телесный и плотский. Набоков - это уже метафизика, уже прозрачный, уже больше про жизнь идей.
И в тоже время, Бунин, как никто, здесь русский человек. Мы много обсуждали это в АКМ (альтернативный книгоклуб Москвы), насколько близка такая "аристократическо-интеллигентская" проза обычному русскому человеку. По мне, да, потому что уж казалось бы интеллигент, эмигрант, ан нет, самый настоящий русский человек. Потому что Россия - это всегда чересчур, через край, и Бунин даже не то чтобы чувствует это, он скорее как поэт лишь следует за своим образом, за своим наваждением. В его мире все время сталкивается апполоническое и дионисийское - служение и воспевание идеала и греховная страсть. И Бунин, как и всякий русский человек (imho), может и подсознательно, но делает выбор в сторону греха.
И вся книга по сути сотворена силой страстного и потентного воображения Бунина, который буквально вдыхает жизнь в своих персожаней, творит их.894