Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Луна и грош

Сомерсет Моэм

  • Аватар пользователя
    iraida_arisovna22 августа 2024 г.

    Прекрасный роман английского писателя Сомерсета Моэма «Луна и шесть пенсов» повествует об одаренном, гениальном художнике Чарльзе Стрикленде, признание к которому пришло, увы, после его смерти. Прообраз главного героя – Поль Гоген, также сменивший курс от внешне благополучной, сытой жизни, где всё прекрасно: жена, дети, достаток, до кардинально иного: скитаний, неопределенности, вплоть до бродяжничества…творческие люди они всегда немного о другом, всегда не про то, что все другие, их богатства не измеряются деньгами, недвижимостью, вкладами, там всё иначе. Даже семья и дети – не мерило счастья, их душа стремиться к творчеству настолько, что внешние проявления, порой, попираются общепризнанными нормами морали. Бросить жену и детей, не обращать внимание на мнение окружающих людей, в их мире – это нормальное положение дел.

    Изначально поведения Чарльза Стрикленда меня, мягко сказать, раздражало: разрыв с семьёй, полное отсутствие интереса к жизни собственных детей, он даже увёл жену единственного почитателя своего таланта – Дирка Стрёва, который взял его к себе домой, чтобы ухаживать за ним, когда тот серьёзно заболел. Совратил жену Дирка – Бланш, вроде и ненароком, но она решила уйти за Стриклендом. Прожив какое-то время вместе их роман исчерпал себя в момент окончания портрета обнаженной Бланш Чарльзом, он просто потерял интерес к ней, а Бланш потеряла свою жизнь, выпив кислоту. Сожалел ли хоть на секунду о содеянном главный герой? Нет, конечно. 

    За чтением романа, пробираясь по зарослям сюжетных перипетий, я сама для себя отметила интересный момент: от неприязни, даже отвращения к главному герою, я дошла до жалости, а порой восхищения и уважения. Для себя я это объяснила сложностью и искренностью, неординарностью, многогранностью натуры. Так писать могут только классики, увы, в современной литературе я не встречала настолько интересных и сложных персонажей, чтобы хотелось анализировать их поступки на протяжении всего романа с совершенно различными выводами об оных. 

    Луна и шесть пенсов, для себя я определила версию названия так: Луна – образ недосягаемый, возвышенный, божественное творчество из самых его истоков и основ, пенсы – деньги, мир материальный, осязаемый, кем-то даже обожествляемый. И вот это сочетание несочетаемого: мира творчества и мира приземленного, обыденного, вовсе не возвышенного, но при этом всём есть пересечение: за деньги можно купить то самое творчество, его дары, его плоды. Поэтому и Луну порой можно было купить за 6 пенсов, в момент, когда никто не знал, что это нечто столь великое и прекрасное, как картины Главного героя романа, он их дарил, они скупались за копейки, за пенсы, а потом их стоимость разительно отличалась от начальной. Вообще, искусство и его проявления в разных ипостасях крайне дискуссионная вещь, критикуемая и неоднозначная, но тем интереснее наблюдать, как, например, «Черный квадрат» Малевича оценивается в астрономические суммы, амне этого не понять, простите мне моё возможное невежество. Вроде бы признанный шедевр, а я смотрела на него и понимала, что, ну, нет там ничего такого, чтобы я захотела не то, чтобы купить, но даже просто повесить где-то в доме это…мммм, пусть будет произведение искусства».

    Подытожив, скажу так: читайте классику, там множество тем поднимается для размышлений, для понимания себя через призму читаемых произведений.


    15
    1K