Рецензия на книгу
The Covenant of Water
Абрахам Вергезе
Аноним21 августа 2024 г.Смешанные впечатления
Роман мне и понравился и не понравился. Что понравилось: медицинская тема, социальная и политическая проблематика. Так же, некоторые сценки из повседневной жизни в южно-индийской провинции достаточно интересны, иногда грустные, иногда забавные. Очень красивые описания природы Индии, яркие, сочные, наполненные цветом, звуками, запахами. Так же хорош слог автора, книга читается легко.
Что не понравилось: " семейная "тема, то, как прописаны отношения между персонажами. Начать с того, что роман заявлен как "семейная сага". Следует ожидать, что повествование пойдет о нескольких поколениях большой семьи. Но никакой "большой семьи" в романе по факту нет. Роман начинается с того, что юную девушку, почти девочку, выдают замуж за вдовца намного старше неё. Первые 80 страниц практически ничего не происходит. Юная жена занимается домашним хозяйством и бесконечным приготовлением национальных блюд. Честно говоря, читать обо всем этом было скучно. Зато в конце первой части книги было заявлено, что молодая женщина в будущем станет "матриархом" большой семьи. Я то ждал, что женщина нарожает кучу детей, те, в свою очередь, нарожают своих и так далее. И дальше пойдет рассказ об их судьбах. Как бы не так... Потомства в этой семейке раз-два и обчелся. И те, либо успешно погибают в раннем возрасте, либо какие-то дефективные.В основном, семья состоит, не считая "матриарха" и двух ее детей ( одного из которых можно не считать, он, вернее она в сюжете особой роли не сыграла, только присутствовала) из дальних родственниц, приживалок, и старого слуги с его собственным семейством. Иногда к их порогу прибивало приблудных сироток, тоже из дальней родни. Но, в основном, количество народу в этой семье не увеличивалось, а уменьшалось. Персонажи в этом романе вообще склонны погибать на каждом шагу. А те, кто не погиб трагически, умирает сам по себе, от старости. И все это подаётся автором с таким пафосом и надрывом, с таким нагнетанием драмы, что в определенный момент просто перестаешь верить в происходящее. Количество трагических смертей зашкаливает, автор заваливает читателя страдашками и пожалейками сверх всякой разумной меры. Я бы ещё это принял, будь все эти смерти связаны, к примеру, с социальной проблематикой. Оно понятно, в Индии первой половины 20 века с медицинским обслуживанием населения дело было не ахти. Эпидемиологическая обстановка, опять же, напряжённая. Однако персонажи в романе мрут как мухи, в основном, по каким-то нелепым причинам, не связанным непосредственно с местом их проживания и бытовыми условиями. С любовными страдашками Вергезе тоже переборщил, на мой вкус. Слишком много ванили, надрыва и соплей. Вообще, отношения между персонажами какие-то странные, нелогичные, иной раз неадекватные. Особенно преуспели в неадекватном поведении женские персонажи и, что поразительно, какую бы дичь ни творили в этом романе женщины, автор их оправдывает и даже превозносит. При всем уважении к писателю, я признаю, что он создал масштабное полотно, есть глубокие мысли и затронуты важные проблемы. Но, именно глубины мне и не хватило в этом романе. Автор то и дело скатывался в приторно-сопливую мелодраму, к сожалению, это "удешевило" его роман. Особенно это касается любовных линий, они совершенно неправдоподобны. И мне категорически непонятно - и неприятно - , почему, зачем и для чего писатель оправдывает женскую неадекватность. Чтобы мужским персонажам жизнь медом не казалась? Да они и так страдают всю дорогу, с лихвой. К концу романа эти бесконечные страдания меня так утомили, еле дочитал последние главы. Для чего надо было портить хорошее,в общем то, произведение этой дешёвой слезливой мелодрамой, не понимаю. Очевидно, роман ориентирован на женскую аудиторию. Во всяком случае, это многое бы объяснило.8167