Рецензия на книгу
Что скрывал покойник
Луиза Пенни
Аноним21 августа 2024 г.Старушка в лес пошла одна, и утренней порой Упала на тропу она сраженная стрелой...
“Оскар Уайльд говорил, что совесть и трусость в сущности одно и то же. Мы не совершаем преступления не потому, что этого не позволяет совесть, - мы просто боимся быть пойманными.”Давно собиралась познакомиться с титулованной канадской писательницей Луизой Пенни, работающей в жанре детектива, причем основной шарм её произведениям придаёт именно тот факт, что вдохновлялась она нестареющей классикой. Как отмечает сама Луиза Пенни: "Я выросла на книгах Агаты Кристи и других авторов Золотого века детектива. И я в глубоком долгу перед ними. За многие часы комфорта. И удовольствия. За возможность убежать в мир, который мне казался моим собственным. Они были мне товарищами во время одиночества. Создавали мне компанию, когда я была больна". Список наград писательницы впечатляет, не буду приводить здесь все её регалии, но отмечу, что обложку её дебютного романа “Убийственно тихая жизнь” украшает интригующая надпись: “пятикратный лауреат премии Агаты Кристи за лучший детектив года”, что является весомой причиной для любителя жанра немедленно взяться за серию о расследованиях “блистательного старшего инспектора Армана Гамаша” в надежде, что в литературном мире появилась новая интересная личность если и не масштаба Пуаро или Холмса, то хотя бы достаточно самобытная и продуманная, чтобы читателю захотелось к ней возвращаться, так как серия книг у Пенни довольно приличная.
Однако следует отметить, что, несмотря на множество наград и премий, восторженных рецензий, по крайней мере на “Убийственно тихую жизнь”, совсем не много. В принципе, не скажу, что это так уж удивительно, напротив, читателей приучили скорее не доверять словам “бестселлер” и “такой-то рекомендует”, так как часто под обложкой испещрённой хвалебными отзывами скрывается нечто среднее и весьма посредственное. Но поскольку если не прочитаешь, то и не узнаешь, я решила составить собственное мнение и познакомиться с творчеством Луизы Пенни.
Северная осень – прекрасная пора, особенно вдали от хмурого и серого, рассеченного дождем города. В канадской глубинке, в небольшой деревеньке под идиллическим названием Три Сосны осень – это расцвеченные многообразием красок леса, пышно украшенные багряной и золотой листвой, где еще кое-где мелькают зеленые пятачки; тропинки, укрытые палыми листьями, тихо шуршащими под ногами прогуливающихся с собаками жителей; запах дыма, уютно поднимающегося над крышами небольших коттеджей, где зажжены камины, а хозяйки стряпают тыквенные и яблочные пироги. Три Сосны – место, где все друг друга знают и никогда не запирают двери домов, только если не боятся, конечно, что соседи подкинут корзинку кабачков, и это, определённо, самое тяжкое преступление, которое может произойти в таком тихом и спокойном месте. И если бы не ежегодный наплыв туристов-охотников, в основном на оленей, то Три Сосны можно было бы назвать райским местечком, без преувеличений, а так каждый год что-нибудь да случается, незадачливые охотники частенько ранят то друг друга, то самих себя. Но вот в этом году хрупкая, прозрачная красота безмолвного осеннего утра была разрушена тихим, едва слышным свистом стрелы, которая вонзилась прямо в сердце Джейн Нил, скромной пожилой женщины, бывшей учительницы, прогуливавшейся этим утром в леске, недалеко от дома. Несчастный случай, убеждены жители Трёх Сосен. Трагичный, ужасный, несправедливый, но несчастный случай, ведь даже представить невозможно, кому может помешать тихая милая старушка. Однако прибывший на место преступления старший инспектор Арман Гамаш, чем больше вникает в это дело, тем более становится уверенным в обратном: это не несчастный случай, это - преднамеренное убийство...
Должна сказать, что впечатление от книги у меня сложилось неоднозначное, так бывает, когда вроде всё неплохо, но не цепляет так, как хотелось бы. Начну с положительных сторон. Конечно, нельзя не отметить очень приятную атмосферу в книге: маленькая, далёкая от больших городов деревушка, прекрасная природа, раскрашенная в осенние краски, посиделки у камина, запах свежеиспеченных булочек и круассанов. Всё это несомненно задаёт тон и настраивает на неспешное чтение. Детективная история в подобных декорациях смотрится необычайно выигрышно. Действительно приходят на память камерные, почти герметичные расследования классических произведений, когда убийцу вычисляли с помощью блестящего ума, дедуктивных способностей, неумолимой логики, тонких наблюдений и глубокого знания человеческой природы. Луиза Пенни попыталась воспроизвести в своём романе нечто похожее и небезуспешно. И тем не менее могу понять читателей, оставивших негативные отзывы, которым история показалась нудной, скучной и неимоверно затянутой. “Убийственно тихая жизнь” этим грешит, правда. Хотя с другой стороны, роман-то как раз об этом и есть – о тихой жизни незаметной старушки в тихой деревеньке в окружении таких же довольно тихих соседей, но, если копнуть чуть поглубже, со своими тайнами, проблемами, а один из них и вообще, по закону жанра, оказывается убийцей. К плюсам я бы отнесла и разнообразие персонажей: Пенни очень постаралась сделать их живыми и запоминающимися, это чувствуется. Открываются они постепенно, к ним нужно привыкнуть, так как часто ощущается некоторая шероховатость текста, словно автор ленится дать чуть более детальную подводку и просто бросает читателя из сцены в сцену, от одних персонажей к другим. Особенно это касается моментов, где нет связующего звена в виде Армана Гамаша, на личности которого нельзя не остановиться.
Уже писала в одной из рецензий, что личность полицейского или детектива, ведущего расследование, особенно если это серия книг, посвященных ему или ей, необычайно важна. Это должен быть персонаж интересный, обаятельный, блестящий, обладающий несомненным шармом и стилем, а значит запоминающийся и вызывающий симпатию, восхищающий своими знаниями и выдающимися способностями, персонаж неожиданный, способный удивлять, со странностями, почему нет, но всегда яркий. Создать такого персонажа – задача непростая. Получилось ли у Луизы Пенни? По первой прочитанной книге мне кажется, что она на верном пути, но пока нет. Арман Гамаш запоминается, но лишь на фоне остальных, менее ярких героев. Он оставляет приятное впечатление, как неплохо продуманный персонаж, с характером, но без харизмы. Луиза Пенни ввела в повествование агента Иветт Николь, как мне кажется, эта “девочка для битья”, как я её назвала про себя, должна была послужить одной цели – раскрыть читателю мудрость, опыт, замечательные внутренние качества, рабочие установки и философию, которыми обладает, которых придерживается и которым следует старший инспектор. Наверное, можно было раскрыть основного персонажа изящнее, но Пенни выбрала такой путь. Или же у автора есть задумка противопоставлять их друг другу и дальше, в следующих книгах серии, таким образом создавая интересный тандем детективов от противного, скажем так. Тогда это может стать отличной авторской находкой. А вот чего мне действительно не хватило, так это блестящей дедуктивной работы! Вот этого я ждала от автора, от романа, от Гамаша, и это стало разочарованием. Старший инспектор не продемонстрировал никаких особых способностей, напротив, его роль в расследовании даже может показаться весьма скромной, несмотря на то, что автор неоднократно подчеркивает восхищение Гамашем со стороны коллег его уникальным умением слушать и наблюдать. Но такие качества Гамаша как вдумчивость, спокойствие, отсутствие “крутости”, которую часто добавляют своим героям авторы детективов, умение принимать свои ошибки и да, ошибаться, несомненно вызывают симпатию.
В финале романа хотелось чуть более элегантного решения, более соответствующего камерному детективу, когда не перестрелки и кровавые драмы, а работа ума и умение строить логические связи приводят к разгадке тайны, и преступник выводится на чистую воду. У Пенни же Гамашу скорее повезло со свидетелями, но, надо отдать должное, развязка не скатилась к сумбурной беготне и излишней мелодраме, а интрига выдержана довольно хорошо.
Может сложиться впечатление, что я ругаю роман, что чтение стало для меня сопряжено скорее с негативным опытом, но это вовсе не так. Скорее, это привкус сожаления, так как мне видится потенциал в творчестве Луизы Пенни, мне кажется она нащупала хорошую, “свою” тему, которую несомненно можно развить и улучшить. И да, такие истории, неспешные, детальные, с лёгким ненавязчивым юмором, сдержанные, без излишней агрессии и неприятных моментов, которыми пестрит современная литература, мне очень импонируют.
Роман “Убийственно тихая жизнь” стал для меня сплетением за и против, очень приятных моментов и чуть разочаровывающих, но только от того, что хотелось, чтобы Луиза Пенни вытянула, выровняла историю, обладающую, несмотря ни на что, запоминающейся атмосферой. По мере чтения чувство отстранённости от жизни внутри книги сменялось ощущением почти в неё попадания. А когда последняя страница была перевернута, появилось желание ещё раз посетить это уединённое местечко в канадской глубинке, еще раз вдохнуть морозный воздух приближающейся зимы, пройтись по окаймленным высокими клёнами тропинкам и посидеть на скамье в центре деревенского луга, следя, как жители неспешно занимаются своими делами. И да, еще раз попытаться в компании старшего инспектора Армана Гамаша вычислить, какое же обличье приняло зло на этот раз, так как оно “не выставляет себя напоказ и всегда имеет человеческое лицо, оно разделяет с нами постель и ест с нами за одним столом.”
8198