Рецензия на книгу
Петербургские трущобы
Всеволод Крестовский
Аноним21 августа 2024 г.Как все-таки по-разному могут восприниматься с возрастом книги. Первый раз я познакомилась с данным сюжетом еще на заре туманной юности после просмотра популярного сериала по мотивам. И тогда испытала легкое разочарование: слишком уж многое в тексте не совпадало с киноверсией, слишком много полюбившихся персонажей и их приключений оказались, как мне казалось, незаслуженно обойденными вниманием, зато грязи и тлена самого дна общества сильно прибавилось. Да и суховатый, полный канцеляризмов, слог писателя большого восторга не вызвал. А уж финал, совершенно не походящий на сериальный хеппи-энд, и вовсе заставил меня надолго отложить сие чтение на дальнюю полку. Нет, мне не то чтобы совсем не понравилось, страсти-то все равно в романе кипели нешуточные, и центральные персонажи никуда не делись, но обманутые ожидания сыграли свою роль, хотелось-то не столько драмы, сколько романтизьму…
И вот через столько лет я вновь решила вернуться в Петербург Всеволода Крестовского, и… Нет, не скажу, что впечатления прямо противоположные: слог автора по-прежнему далеко не самый комфортный, да и веселья в сюжете не прибавилось. Но зато заиграла новыми красками детальная панорама Санкт-Петербурга, ранее как-то оставшаяся неоцененной. Причем в основе своей это, так называемая «темная сторона», самое дно города, где каких только непотребств не творится. Кто-то здесь родился, а кто-то спустился с самых верхов, и вот истории этих людей и рассказывает нам автор, про кого-то эпизодически, а на чьих-то судьбах останавливается подробнее.
И как же ярко раскрываются под пером автора его персонажи, каких глубин социальной драмы общества он достигает! Очень заметно, что тема преступного мира северной столицы хорошо знакома автору, настолько подробно, с мельчайшими деталями он описывает все эти бандитские сборища, тюремные разборки, будни воровских притонов и малин. В тексте очень много жаргона… иногда кажется, что даже чересчур много, хотя в описываемые обстоятельства он вписывается вполне органично.
Так что Петербург Крестовского – это не привычный многим фестиваль дворцов, особняков, балов и галантных офицеров, писатель показывает нам совсем другие декорации и совсем других персонажей. Но показывает так мастерски, так зрелищно, что буквально приковывает к происходящему на этих страницах. Хоть и тяжело местами читать об испытаниях, выпавших на долю героев, но и отрываться не хочется.
Единственное что мне здесь категорически не понравилось, это способ, который выбрал автор для завершения многих сюжетных линий: сначала максимально нагоняет драматизма, до боли закручивается интригу, буквально заставляет читателя проникнуться к судьбам персонажей, чтобы в какой-то момент задвинуть всю историю в дальний угол, а после (так уж и быть) завершить ее парой-тройкой фраз для ясности, просто чтобы подвести черту.
Ну и еще хотелось бы чуть больше внимания к основной линии Шадурских-Чечевинских, а то она местами как-то теряется на фоне огромного количества второстепенных линий и персонажей… от этого сюжет кажется немного размазанным. Но зато панорама городской жизни получилась отличная, хоть и в какой-то степени односторонняя, но от этого не менее интересная. Вторая встреча с автором, определенно, оказалась более удачной.44807