Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дар речи

Юрий Буйда

  • Аватар пользователя
    Аноним21 августа 2024 г.

    Вовремя предать - это предвидеть

    Юрий Буйда - признанный писатель современного литературного пространства; неоднократный номинант и лауреат литературных премий.


    Несмотря на обширную библиографию автора, с его творчеством я доселе знакома не была. 

    И похоже уже не буду.

    Читательский путь неисповедим: после прочтения «Дара», я уже вряд ли рискну добровольно прочитать что - либо из творчества автора.

    Начинается все довольно неплохо в духе интригующее начало и вот уже мурашки бегают от предвкушения - я и мир в ожидании отличной книги и приятного времяпрепровождения.


    Миновав холодильники, мы оказались в пустом помещении, где было холодно, чисто и светло. Под потолком горел квадратный плафон, под ним на узком столе покоилось маленькое тело, укрытое грязной простыней.

    Заинтригованы?


    Сюжет разворачивается в нескольких временных пространствах, за которыми приходится пристально следить.

    Так в 1984 году, когда герою исполняется 16 лет, его знакомят с отцом- через экран телевизора. Новообретенный  отец - представитель советской аристократии, известный телеведущий ,конечно, занимающий видное положение в обществе.

    А что было дальше вы узнаете…

    Спойлерить не буду, но скажу, что к сюжету претензий даже и нет. Более того, и стиль не вызывает негатива- тот самый случай, когда автор будучи опытным литератором, не только искусно владеет литературной речью, но создает тот самый живой текст. 

    Но! Впервые мое негодование вызвано скорее идеологической составляющей произведения.

    И нет, я не считаю что книги нужны для того, чтобы в них читать о розовых пони скачущих по радуге, но ведь и самые мерзкие истории воплощаются в превосходных произведениях, уверенно занимающих свои позиции на книжных полках.


    Не в этом случае.  И вот почему:




    абсолютное недоверие к происходящему.

    Абсурд происходящего иногда достигает таких масштабов, что невольно задаешься вопросами

     Сюр ли это? сарказм?


    Мама героя - кандидат медицинских наук, специалист по сексапатологии ( в СССР,ага) совершенно несуразные имена-прозвища героев, непрекращающихся длинные монологи, видимо указывающие на эрудированность героев, иностранные слова, выражения и фразы вставляемые постоянно.

    Всё это - нещадно понижает градус проникновенности историей, уровень реальности происходящего. 




    абсолютная неуместная мерзость

    Мерзость она, мерзость скажите вы. Едва ли.

    Мерзость здесь вульгарна и настолько повсюду, что складывается впечатление, что автор желая показать нам то, что и хотел показать, а именно- изнанку семьи Шкуратовых- не нашел иного способа кроме как постоянного описания каких - то непристойностей.

    Иными словами, сделал это линейно, не создав ни контраста, ни третьего взгляда. 




    псевдоинтелектуальность, граничащая с пошлостью.


    Каюсь, но даже поняв задумку автора, оценить ее по достоинству не могу.

    Рассуждения о судьбах Родины, политики, исторических событиях, литературе- вплетены доморощенно и грубо.

    Вы только представьте: круг друзей/семьи собираются вместе, чтобы обсудить внезапно так:



    • Инерция, – сказал Минц-Минковский. – Большевики семь десятилетий поганили понятие демократии и выборности, а в девяностых против реальной демократии выступили сами же демократы. Мы живем в демократическом государстве, не подозревая об этом, вот смешной парадокс.

      Вы тоже по воскресеньям встречаетесь с родственниками, чтобы вести диалоги по политологии?


      Нисколько не сомневаясь в необычайной эрудированности и интелектуальности автора, тем более что Юрий Буйда - редактор «Коммерсанта»

      но вся эта тема исторической травмы  приобретает уже в последнее время черты  повесточки.

      И все бы ничего, но совершенная несуразность контекста, не оставляет ни шанса рассчитывать на вдумчивое чтиво, а просто раздражает. 


    Мы просто с ума сошли, – сдавленным голосом проговорила она. – Рассуждаем о Шекспире и Гомере, пьем вискарик, нянчимся с Дидимом, а она там – гниет! Она – там, мы – здесь! Надо что-то делать, Шрамм. Или закопать ее, или сдаться полиции.

    И тут я впервые согласна - вы с ума сошли, называть это Большой литературой.

    У меня «Дар речи» лишь вызвал желание умыться - настолько неприятна эта книга.














    6
    403