Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Fahrenheit 451

Ray Bradbury

  • Аватар пользователя
    Julietta_Vizer18 августа 2024 г.

    Что мы оставим после себя?

    Что будет, если у человека отнять способность мыслить, читать и анализировать? В кого мы все превратимся, если нам в сознание будут подгружать только то, что «нужно», чтобы сделать из нас послушных членов общества? Еще одна антиутопия-предупреждение. Великолепный роман Рэя Брэдбери, впервые изданный в 1951 году. Одинаково великолепно читается как в оригинале, так и в переводе.

    Люди ни о чем не говорят.
    Ну да! Так уж и ни о чем?
    Нет, не в буквальном смысле. Большей частью они перечисляют марки автомобилей, сыплют фирменными названиями одежды, хвастаются плавательными бассейнами, а через слово - «это потрясно!» Но ведь все говорят одно и то же, и никто не скажет что-то отличное от других.

    Это разговор главного героя со странной девушкой-соседкой. Ей 17, и все считают ее сумасшедшей, потому что она видит мир таким, какой он есть. А Гай Монтаг - тридцатилетний пожарный. Но только вот пожарный он необычный. Вместо того, чтобы тушить пожары, он их разводит в домах у людей. Да-да, он сжигает книги, которые запрещены в новом обществе.
    До определенного момента он и не думал о глубинной сути того, чем он занимался - уничтожал знания, последний оплот между мышлением и сознанием, между текущим и будущим поколениями. Но, прозрев, он уже не может быть «пожарным», не может делать то, что делал. Есть только одна проблема - обратного пути из «профессии» у него нет.
    Книги в новом мире заменены телестенами (большими телевизорами) - экранами от пола до потолка, целые сутки напролет что-то болтающими и показывающими бесполезный контент - сериальчики с парой-тройкой реплик, пережевываемых всю серию или «новостями», которые так «нужны» и так «достоверны». Если семья богата, они могут позволить себе 4 телестены, обеспечивающих эффект полного присутствия в кадре (ну чем не современная виртуальная реальность?).
    Классику заменили на комиксы. Кругом в новом мире дайджесты, таблоиды и плоские шутки.
    Удивительно, как Брэдбери словно бы «подсмотрел» то, что происходит сейчас. Иногда автору методом «прямой диктовки» приходит тот или иной текст свыше. Писателя используют как медиума и проводника. Он «сочиняет», но на самом деле рассказывает будущее, сам того не осознавая.
    «Век двадцатый - ускорь съемку. Книги урезаются. Сжатый стиль».
    Век двадцать первый. У каждого есть смартфон и Интернет. Виртуальный мир захватывает людей - от младенцев до старичков. Это уплощает сознание, делая его зашоренным. Бесконечные ленты новостей, Интернет-зависимость. Вместо ручки - сенсорный экран. Мышление человека уже интегрируется со смартфоном. Как нельзя точнее звучит цитата из романа, целиком подходящая для описания нашей действительности 21 века: «Жить - сейчас, если работаешь - тебя уважают, после работы - какие угодно удовольствия. Зачем учиться чему-то еще, кроме нажимания кнопки, щелканья переключателем и завинчивания гаек?»
    «Больше спорта для каждого, групповой дух, развлечения, и тогда совсем не надо думать, а? Организуйте и переорганизуйте спорт, суперспорт. Больше комиксов в книжках. Больше картинок. Меньше пищи для ума, еще меньше». И здесь все так, к сожалению. Раньше мы писали письма, сейчас - хорошо, если смайлик или мем пошлем друг другу, а слова.. ну это уже не у каждого есть столько сил, чтобы их выдумывать.
    Финал романа печальный - основная масса «спящих» и зомбированных телевизором и СМИ людей пропускает атомную войну, которая смела города, уничтожив почти все живое. У них не было даже ощущения надвигающейся опасности, настолько схвачен был их ум дешевыми удовольствиями.
    Люди отучились искать ответы самостоятельно, выбирать и систематизировать факты, формулировать суждения. Зачем, если есть Алиса, Сири и Гугл? Нет ничего плохого в технологиях, но в руке неумехи они превращаются в опасный инструмент.
    «Книги - всего лишь одно из хранилищ, куда мы складываем множество вещей, боясь, что сможем их забыть. В самих книгах нет ничего магического. Магия лишь в том, что книги говорят нам, в том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое, чтобы получилось одеяние для всех нас». Ценны те знания и та мудрость, которую можно нести из поколения в поколение благодаря книгам.
    В 20 и текущем 21 веке наблюдается картина однобокого представления информации. Людей все чаще «дрессируют» не видеть всей картины целиком. Им показывают либо плохое, либо хорошее, заставляя либо ненавидеть, либо любить и обожать то или иное явление или процесс. Но это также путь в тупик. Ибо мы изначально целостны, способные к восприятию «тАково», то есть так, как есть. Сужать поле, раздваивать его, уходить в полярность и дуальность - это воспитывать немыслящего человека. «Если ты не хочешь, чтобы политика оборачивалась для человека бедой, сделай так, чтобы он не ломал голову, разглядывая дело с плохой и хорошей стороны. А еще лучше - не показывай ни одной. Пусть он забудет, что на свете есть такая вещь, как война… Впихивай в головы людей несгораемую информацию, набивай их под завязку «фактами», так чтобы их распирало от этих проклятых фактов, но чтобы при этом они считали себя «блестяще информированными». Они почувствуют, будто они думают, у них возникнет ощущение движения, хотя никакого движения не будет. И тогда они будут счастливы, потому что те факты, которыми их набили», никогда не меняются». Скольким фактам сейчас «учат» детей в школах и на олимпиадах, не открывая перед ними самой главной тайны - тайны мастерства жить.
    «Мы живем в такое время, когда цветы пытаются жить за счет других цветов, вместо того, чтобы жить за счет доброго дождя и черной плодородной земли. Телевизор - это и есть «реальность». Она сиюминутна, она объемна. Телевизор говорит нам, о чем надлежит думать, и вколачивает что в голову. Он всегда и обязательно прав. Он выглядит таким убедительным. Он столь стремительно подводит вас к его собственным поспешным выводам, что вашему разуму просто не хватает времени возмутиться».
    Очень красива метафора, которую приводит Брэдбери, описывая внутренние терзания главного героя. Монтаг размышляет, что Солнце каждый день горит. Это его природа. Оно каждый день восходит и заходит, тем самым сжигая время. Время же, в свою очередь, сжигает годы, людей, животных, природу. Извечные циклы рождения и смерти. Но вот если и люди еще будут выполнять миссию Солнца и сжигать все после себя (под «всем», разумеется, понимаются знания, мудрость, здравый смысл), то мир просто исчезнет. Необходимо перестать жечь, разрушать. Необходимо бережно хранить и преумножать, защищать от вторжений извне. Разобщать всегда ведь проще, чем соединять.
    Эта прекрасная книга, которая нисколько не потеряла своей актуальности за 70 с лишним лет. Наоборот, в наш информационно-стремительный век все идеи, раскрытые в ней, хорошо улавливаются и высвечиваются еще более четко. То, что мы оставляем после себя, есть кирпичики для будущих поколений и фундамент для их духовного роста.

    ~Julietta Vizer

    12
    335