Рецензия на книгу
Симон
Наринэ Абгарян
Аноним18 августа 2024 г.Симон-спаситель
О «Симоне» столько говорили как о пронзительной трагикомедии с каким-то необычным героем, но по факту я не увидела здесь ни трагикомедии, ни «необычного» героя.
Плюсы «Симона» в том, что этот роман легко прочитался, и в мимоходном, но ярком изображении быта и нравов маленького армянского городка, где развернулись события. Сюжет двуплановый, несложный, обыденный и бытовушный. В настоящем на похороны каменщика Симона, в молодости бабника и балагура до конца жизни, пришло много людей, в том числе и четыре его любовницы. В прошлом - воспоминания его любовниц о том, в которых их любовник исключительно спаситель и целитель их душевных ран. Спасал и исцелял Симон недолгими связями, во время которых вёл себя как гулящий женатый мужчина - выслушивал, жалел, говорил комплименты, жил с ними. Каждая из женщин после этой связи, погоревав из-за разрыва с этим шикарным мужчиной, находила силы жить новой, лучшей жизнью. На мой взгляд, все эти женщины спасли себя сами, а Симон был подтверждением того, что они способны нравиться мужчинам и быть хоть кому-то нужными. Сомнительно, конечно, с точки зрения нравственности, ведь Симон всё же женатый мужчина, но поверьте - в масштабе того, что творит женатый мужчина со своей семьёй, когда на глазах у всей большой деревни шляется по посторонним женщинам, это мелкая пакость шкодливых детишек.
Весь роман - подмена понятий и двойные стандарты. Любовницы представляются несчастными, одинокими, сломленными, Симон - великодушным, добрым, любящим (всех, кроме жены), а его жена Меланья - недалёкой, глупой истеричкой. Надо же, она на глазах у всех соседей гоняла Симона, закатывала ему истерики, била посуду, «выносила мозг». Ну вот не за что было выносить мозг мужу, согласна, хороший левак ведь укрепляет брак, да, мужская природа, всё такое. Вообще складывается впечатление, что на эту несчастную, опозоренную, стократно высмеянную соседушками Меланью возлагается ответственность за лёгкое поведение её мужа. В конце становится понятным, почему жена главгероя преподносится именно такой, но по факту все вопросы только к Симону, ведь он был уже взрослым, самостоятельным мужчиной, и женитьба на этой женщине была целиком и полностью его выбором. В чём двойные стандарты? Многократные измены Симона - спасение и благо, а измена Тиграна - подлость (внезапно!) по отношению к жене. Элизу, обманутую жену (снова внезапно!), заставляют жалеть, потому что она с детства не знала любви, не очень красивая, невзрачная, плохо одетая, очень любит Тиграна, который на глазах у всего Берда путается с чужой женщиной (ещё внезапнее!!), а женой брезгует. Меланью, тоже любящую, не очень красивую, тоже обманутую и опозоренную, высмеивают и выставляют виноватой; она «заслуженная страдалица», которая питается жалостью к себе, но окружающие над ней только смеются. София, которая изменила любящему мужу с женатым мужчиной, потому что родить не могла, выставляют несчастной и заслуживающей жалости. Шушан, тоже красивую, незаурядную, умную, тоже замужнюю и тоже изменившую мужу с любимым, который женат на другой, уже так не жалеют. Видно, чтобы удостоиться жалости и поддержки, надо быть очень несчастной или весёлым, лёгким на подъём балагуром, ведь что позволено таким, то не позволено другим (ауф).
Я так и не поняла, в чём тут комедия? Если понимать комедию как то, над чем можно посмеяться, то смешного тут вообще ничего нет. Мужик сам женился на презираемой женщине, обвинил её в своём душевном дискомфорте, но пользовался её трудом, телом (дети ведь были), обустроенным домом и с огоньком позорил перед односельчанами. Истории любовниц тоже ни на грош не смешны, хотя их тяжёлые жизни их ни капли не оправдывают. Куда смеяться? В сцену, где Меланья орёт и бьёт посуду, или где Бено треснул Симону за то, что он вытворил с его женой? Если понимать комедию, как что-то, высмеивающее человеческие пороки, тоже мимо. Высмеивается здесь только униженная жена, живущая в эпоху крайне нежелательных разводов, а измены и жизнь с женатым мужчиной, кажется, не порок. Или обманутый муж с разбитым сердцем, который так прикольно втащил в жбан (извините) любовнику жены, но потом они все помирились.
15542