Рецензия на книгу
Авиатрисы
Ами Д. Плат
Queenny17 августа 2024 г.Спасибо, что не авиаторши
Жанр/поджанр: фэнтези, военное фэнтези
Сюжетные ходы: война, летная школа, боевые вылеты.
Композиция: линейно-параллельный, несколько POV
Основная аудитория: женская, 19-25
Аналоги: прямой аналог – Мы правим ночью Клэр Элиза Бартлетт, и намного круче есть цикл Авионеры Марины Ясинской
Общее впечатление: задумка определенно интересная, девчачьих вещей про военных летчиц в фэнтези довольно мало. Правда, меня не оставляло стойкое ощущение, что автор либо вчистую скопипастила книгу Бартлетт, либо так же как и она настолько вдохновилась историей ночных ведьм с ВОВ, что истории получились до боли одинаковыми. Вплоть до черно-белого изображения двух враждующих наций, вплоть до личностей героинь… Ну и просто конкретно не дотянула ни по глубине, ни по проработке до цикла Авионеров Ясинской.Плюсы.
Идея. Собственно, что меня привлекло в аннотации, то я и получила: историю про девушек-летчиц, перемолотых жерновами войны. Жаль, получилось совсем не вдохновляюще, но зато про пилотирование, боевые задачи и чувства после убийства десятков человек одной бомбой – очень живо и ярко. Любовь к небу присутствует во весь рост – это большущий такой плюс.Попытка на дихотомию. Вызвала уважение попытка осветить разные точки зрения на войну, причем не только двух противоборствующих сторон, но и простых людей по обе стороны баррикад, а также тех, кто вынужденно или по незнанию или из желания защитить близких принимает участие в огромной несправедливости в гонке ресурсов и политических амбиций. В первую очередь автор ставит на людей, которые заслуживают жизни, к какой бы стране ни принадлежали.
Минусы.
За кого воюем? В отличие от ура-патриотических (и очень вдохновляющих) описаний вылетов ночных ведьм и историй вроде Повести о настоящем человеке, тут летчицы сражаются не за родину и не за идею, а из-под палки, и даже их самолеты минируют на случай, если они решат сбежать. Что там говорить – кандидаток чуть ли не похищают из родного дома. Ну очень сомнительный метод, ведь куда как лучше работает пропаганда. Вообще логика тут часто уступает авторскому произволу.Схематичное повествование. Идея у автора была, а желание или время писать – явно нет. В одну небольшую книгу впихнуто разом и куча разных повествователей, и рекрутинговый процесс, и обучение, и боевые вылеты, и смерти с крушениями, и повстанческая линия… Естественно, за счет глубины проработки. В итоге мы очень быстро и по верхам знакомимся с миром и причинами войны, пару глав на будущих летчиц (и читателей) вываливают теорию и отправляют на фронт, еще несколько глав они совершают вылеты со всеми вытекающими, и даже любовную линию на пустом месте впаяли. По-хорошему, при нормальном тексте это должно было бы занять книги две минимум. Не-а, пролетели, как фанера над Парижем.
Куча жестокостей. Да-да, я в курсе, книга про войну. Но почему-то та же военная фантастика про Хонор Харрингтон побуждает развиваться, возвышает душу без смакования изнасилований, гор трупов, оторванных ног, ничем не оправданных жестоких экспериментов и множества моментов, которые оставляют ощущение, что ты вывалялся в грязи. Тут книге вызывает не сочувствие, а просто вздох по очередной пущенной в расход пешке.
Очень спорный феминизм. Книга вроде для девушек, так? Тогда почему автор описывает непременные склоки в женском коллективе вместо сестринства, смирение по отношению к высокомерным подонкам, считающим, что лучше женщин априори во всем (да, это про мерзкую терпилу Эбигейл), почему даже главная героиня вяло плывет по течению обстоятельств? Очень сильное ощущение авторской мизогинии осталось. Блин, серьезно?
Противненькие героини. Если у Бартлетт героини хотя бы поначалу вызывали сочувствие, то тут сразу промах по всем фронтам. Шестнадцатилетняя Вивиан, которая является повествователем основную часть времени – совсем не та гордая девушка, которая изображена на обложке. Это вялая амеба, неспособная думать и решать за себя, но за успехи в полетах назначенная капитаном отряда. И как думаете, какой первый же приказ отдает? Кинуть под поезд одну из своих. Та, конечно, тоже не сахар – неадекватная и наглая, но всё же. Молчу про Эбигейл, директрису школы, так мило заботящейся о подопечных, совсем как хозяйка о молочном поросенке для праздника. Но это и не злая королева, не обольщайтесь – просто безропотная марионетка. Фу быть такой. И вишенка на торте – манипулятор Том. Короче, взгляд остановить вообще не на ком.
Скачущий POV. Вообще общая беда современных авторов, неспособных удержать единую линию повествования. Но если вначале действие ведется в основном от лица Вивиан и иногда Эбигейл, то во второй части книги переключаются между ними и еще тремя людьми через каждые пару страниц. Ни к кому привязаться не успеваешь.
Странные имена. Лорен, Лиз, Лилиан, Вивиан – у меня девушки сливались в одну, даром что отряд был совсем крошечным. Все имена откровенно британские, и при этом принца зовут Октавиан Август. У меня большой вопрос остался к именам.
17313