Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Зверинец Джемрака

Кэрол Берч

  • Аватар пользователя
    Аноним9 января 2015 г.
    Где «судьба» - больше, чем просто слово.

    Такая милая обложка с корабликом и блестящими звездочками, но лучше не судите по ней, как это опрометчиво сделала я, беря книгу в детской библиотеке. На самом деле, она ужасно тяжелая, но при этом от нее тяжело оторваться, просто хочется поскорее дочитать, чтобы все закончилось, и не важно, как – хорошо или плохо. Правда, невыносимо и не оторваться было только вторую половину, первая неплохая, но недостаточно захватывающа.

    Приступая к чтению, я помнила, что там что-то о тиграх и кораблекрушениях. Казалось бы, что-то в духе «Жизни Пи», но нет. На самом деле там очень мало о тиграх, чуть больше о драконах, причем отнюдь не сказочных, и очень много о кораблекрушениях. Слишком много, я бы даже сказала. «Жизнь Пи» - детская сказочка по сравнению со «Зверинцем Джемрака», что там нас щадили зебра и орангутан, а тут ничем таким автор прикрываться не стал. Из детского в книге только дети. Да и сказочного тигр наплакал, а тигры, как известно, не плачут.

    Грязь, нищета и вонючие улицы бедных кварталов Лондона XIX века. Огромная полосатая кошка, которая изменила жизнь мальчика настолько, что он заново родился в свои 8 лет.

    Все началось с мальчика, которому захотелось потрогать за нос большую кошку, и это ему удалось. Конечно же, теперь его жизнь будет тесно связана с животными – ведь его нельзя не заметить, не каждому дано потрогать тигра за нос, даже если это будет последнее, до чего он дотронется. Его берут на работу в зверинец Джемрака, продающего богатеям всевозможных экзотических животных. Первая половина книги поведает нам о взрослении, отношениях с окружающими и, собственно, поведает цепь событий, которая привела к тому, к чему привела. Я хотела сказать «к кораблекрушению», но нет, это не совсем так.

    Самая сильная часть книги началась после середины, много дней в открытом море. Две шлюпки, постоянно уменьшающаяся горстка уцелевших.

    Кажется, я с детства недолюбливаю корабли. Одинокая деревяшка между водой и небом кажется мне беззащитной скорлупка над бездонными пучинами, таящими в себе черт знает что. Плыть на пароме мне было страшнее, чем лететь на самолете, от осознания той темной, холодной бездны, от которой отделяет лишь несколько слоев обшивки корабля.

    Все книги о кораблекрушениях похожи одна на другую, их сложно не сравнивать хотя бы потому, что декорации ограничены, а муки душевные и телесные одинаковые. Но все равно каждый раз мучительно страшно, мучительно хочется дочитать, просто чтобы не оставлять героев болтаться посреди этого ада ни минутой дольше. Вообще, в книгах на кораблях всегда творится какая-то чертовщина, нервы оголены, одни и те же лица, болезни от нехватки еды, суеверие на суеверии, и как апофеоз – кораблекрушение. Вы когда-нибудь видели книгу о мореплавателях, у которых не случалось какой-нибудь дряни? Да, в книгах часто происходят не слишком приятные события, но очень редко можно что-то похожее на бессилие болтающихся посреди нигде человечков. И вот это самое страшное – шлюпка в море, еще более беззащитная, чем корабль, не приспособленная, набитая умирающими людьми, голодом, страхом, безумием, и все против того, чтобы они выжили - и солнце, и бури, и возможно даже обязательные в таких романах летающие рыбы. Как можно все это вынести, даже если это только на бумаге? Осознавать всю беспомощность ситуации, представлять, как легко сдаться, отказаться от борьбы, опустить руки. Как будто чужое безумие заползает в тебя, подчиняет разум, разрушает, пугает. Невыносимое ощущение. Какое счастье, что не ты в лодке, и все же безумно жутко, не оторваться. Пожалуй, я никогда не захочу отправиться в круиз.

    51
    466