Рецензия на книгу
Собрание сочинений в 15 томах. Том 10
Александр Дюма
LibraryCat_1316 августа 2024 г.«Надо возжаждать смерти, Максимилиан, чтобы понять, как хороша жизнь.»
Наверное, первый раз герой из классического произведения цепляет меня так сильно. А ведь его не назовешь романтическим, например. С романтики эта история начинается, но остальные 80% книги — это четко выстроенная шахматная партия, где Монте-Кристо постепенно творит свою холодную месть, методично скидывая с доски поверженные фигуры одну за другой.
Эдмон Дантес сначала предстает перед нами простым и достаточно беззаботным моряком — его волнует отец, его невеста и заработок, он хочет не только содержать свою семью, но и помогать старому отцу, полностью их содержать. При этом, он рассматривает именно честный путь, хотя мог бы легко заняться серьезной контрабандой, как многие, тем более, что моряк он отличный (пара нелегально припрятанных в каюте бочонков табака не считается). Эта его простодушная наивность не дает замечать озлобленных завистников среди ближайшего окружения. Его девушка Мерседес точно так же слепа и наивна, доверяет тем, кому доверять не стоит.
После всех несчастий, мы видим графа Монте-Кристо. Он как феникс, восставший из пепла — переродился и стал только прекраснее. Прежде всего, он стал умнее, мудрее и хитрее. И богаче, конечно. Теперь его мотивируют не благие альтруистические порывы, а жажда мести — у него бесцеремонно и жестоко отняли любимых людей и его простую жизнь, и он этого не забыл. При этом с остальными людьми он вполне добр, только использует их ради своих целей. Он выкупил невольницу Гайде, чтобы затем использовать ее против Фернана, нанял Бенедетто и оплачивал его веселую жизнь, чтобы в нужный момент предъявить его Вильфору. На раскапывание этих грешков ушли годы, но это не остановило графа — главное, что эти годы были на свободе и во имя его цели.
В какой-то момент Монте-Кристо задумывается, не перестарался ли он — ведь его месть задела тех, кто непосредственно сам никогда не вредил Дантесу, да и не был с ним знаком. В этот момент, вероятно, в душе графа встрепенулись чувства молодого и доброго моряка, который всех на свете любил. Но, напомнив себе те 14 лет поездкой в тюрьму замка Иф, граф еще раз убеждается в том, что ему благоволили свыше, сам Бог, раз он не только выжил и выбрался, но и смог осуществить месть. Часто из уст Монте-Кристо звучит фраза, что им «руководит Божественная Длань».
Эта линия с «наказанием свыше» отчетливо идет через весь роман, в конце концов, даже враги Эдмона Дантеса начинают верить, что это Господь послал им кару. Упоминает об этом и Мерседес в одном из разговоров.
О персонажах этого романа можно рассуждать бесконечно долго, потому что их там очень много, и самый, казалось бы, невзрачный слуга обязательно оказывается ключом к разгадке чьей-нибудь семейной тайны. Например, если в первом томе я не понимала, зачем вплетена история разбойника Луиджи Вампа, которая хоть и интересная, но выглядит как отступление от сюжета и отдельный немаленький рассказ, то под конец это стало понятно — Луиджи еще сыграет свою роль.
Но больше всего — больше предателей Фернана, Вильфора и Данглара — больше всех их вместе взятых раздражает бывшая невеста Дантеса Мерседес, которая после всего произошедшего жалеет Фернана как своего погибшего мужа, хотя должна люто ненавидеть его за испорченную жизнь (если не свою, то хотя бы Эдмона), и жалеет саму себя из-за того, что ее сыночка уехал служить, оторвался от мамкиной юбки, а она осталась одна в бедности. И вроде бы она даже пожалела, что в порыве чувств отказалась от наследства: «сын бы не позволил принять». Ощущение, что вопреки слезам и словам, ей не особо жаль Эдмона Дантеса и его загубленной жизни — ну было и было, было и всплыло... Иными словами, по поводу Мерседес хочется сказать: «ну что ж вы так убиваетесь, вы же так не убьетесь!». Действительно жаль, что ее оставили в живых. Я бы поняла ее брак и дальнейшие действия, сожаления, если бы она вышла замуж за любого другого, но не за лживого и скользкого кузена Фернана, который вился вокруг нее еще при живом Дантесе и буквально почти не скрывал ревность… Кто-то скажет «она же ничего не знала!». Ну да, тяжело, когда мозгами Бог обделил и есть только смазливое личико.
В этой истории женщины вообще умом не отличаются. Они либо коварны и расчетливы в финансовых махинациях (но при помощи мужчин), либо красивы, беспечны и глупы. Последних жизнь бьет сильнее. Только у Эжени Данглар, кажется, есть мозги — она мыслит совершенно другими категориями, нежели другие девушки ее возраста. Ей ценна ее свобода как личности: «красива, умна, богата — зачем мне замуж?». У нее есть желание пробиться в творческой среде, и желание это базируется на таланте и амбициях, и, что самое важно, на действиях. Она не как Валентина, ждущая, что всё решится само собой чудесным образом, возлагая всё на провидение, счастливый случай и Бога. Эжени строит планы и реализует их, подстраиваясь под ситуацию, т.е. берет свою судьбу в свои же руки, сама себя спасает.
История Валентины, дочери Вильфора, его отца Нуартье и Максимилиана Морреля (а также Сен Меранов) — весьма важная и интересная часть сюжета, которая, с одной стороны, играет роль в мести Вильфору, а с другой стороны, показывает, что суровый и закаленный жизнью Монте-Кристо всё-таки способен на искреннее сочувствие. Хотя, если бы дело не касалось Морреля, граф и пальцем бы не пошевелил. Учитывая это, мне было странно узнать, что в старых экранизациях этих героев просто нет. Но об экранизациях, вероятно, я сделаю отдельный пост в своей группе, т.к. их много и одна другой «краше».
Резюмируя, подчеркну, что «Граф Монте-Кристо» — это один из лучших романов мировой классики (и к классике он, без сомнения, относится, вопреки мнению некоторых претенциозных читателей). Его грандиозность обусловлена его размахом и четким логическим сплетением всех сюжетных линий, вписанных в исторические реалии. Историческим его, конечно, не назовешь, потому что глобальные события происходят только на фоне и влияют только на завязку. Подобные произведения читать и нужно, и полезно для мозга — пока запоминаешь всех героев, формируются новые нейронные связи.
1295