Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лисьи броды

Анна Старобинец

  • Аватар пользователя
    Аноним15 августа 2024 г.

    Если есть ад на Земле, то я его уже испытала

    Заранее хочу сказать, что данная рецензия будет состоять только из моих негативных эмоций, любители данной книги, обращаюсь к вам. Я понимаю, что вкусы у всех разные, но я буду рассматривать эту книгу с точки зрения требовательного читателя. Я рада, что книга вам понравилась и вы получили массу удовольствий от прочтения подобной литературы, но некоторые люди, в том числе и я, нашли в этой истории слишком много минусов, чтобы игнорировать "Лисьи броды" и оставлять ее с очень несправедливой завышенной оценкой. Давайте уважать друг друга и чужое мнение, пусть оно и будет в меньшинстве.

    А теперь о самой книге.

    История начинается с того, как некого Максима Кронина, будущего главного героя, держат странные люди и говорят о том, что отнимут у него право на чудо и волшебство. С помощью гипноза Максим забывает большую часть жизни и попадает в тюрьму по необъяснимым обстоятельствам. Так начинается книга, в которой нам дают намек о "невероятном" фентези и будущих приключениях. Максим Кронин решает сбежать из тюрьмы, держа в воспоминаниях только свою жену Елену, которая исчезла при странных обстоятельствах и ее нужно срочно найти, ибо любовь такая страшная штука, что делает человека сильнее и могущественнее. Ага. Любовь. Как же. О любви мы еще поговорим.
    С ним сбегают два сокамерника, которые по сюжету не будут иметь особого смысла. Один из них утверждает, что видел в последний раз Елену и предположительно знает, где ее искать. Второй заключенный является лишь мелкой сошкой и не стоит о нем вообще вспоминать, ибо позже он пропадает из поля зрения читателя.

    Максим Кронин, имея какую-то нечеловеческую силу, прекрасную внешность и все-все задатки типичного марти-сью для мужиков под 40+ оказывается в Лисьих бродах, маленькой китайской деревеньке, где обитают староверы, китайцы и солдаты красной армии. Тут, по словам заключенного, в последний раз была Елена. Живут себе эти три племени мерзотников и пытаются как-то ужиться. Максим Кронин понимает, что его ищут как беглого зека, а потому ему стоит прикинуться капитаном СМЕРШ

    которого он по дороге в деревню убил

    , дабы его не могли рассекретить солдаты.

    Но у Максимки будет же конечно свой антагонист по имени Глеб Аристов. Именно он в самом начале отобрал волшебство и чудо у Максимки и держал его в заточении в тюрьме, чтобы иметь контроль над его жизнью. Зачем? Просто потому что Максимка особенный человек. В чем его особенность? В его марти-сьюшности, которая появилась не потому что у него тяжелая история, связанная с преодолением себя, с постоянными тренировками для закаления характера и физической силы, а потому что автор так решил. Вот и все.

    В кратце вам рассказав о жизни Максика, я хочу перейти к минусам. А минусы тут все, за что можно зацепиться.

    Подача сюжета. Все события происходят в маленькой деревеньке под названием "Лисьи броды". Издавна там живут староверы и китайцы. Староверам уж очень не нравится подобное соседство, так как китайцы имеют какие-то дьявольские тайны, а староверы дьявольщину и бесов не особо жалуют. Тем более когда среди китайцев есть девушка с русским именем Лиза, с репутацией девочки легкого поведения и ведьминскими наклонностями.

    По итогу выясняется, что Лиза и люди, которые покланяются духу лисы, могут перевоплощаться в этих существ.

    Солдаты же представляют из себя обычных мужиков.
    Нам рассказывается о жизни этих героев, о их быте и взаимоотношениях. Подано это с постмодернистским направлением. Что же я имею ввиду? А именно то, что мы можем прочесть историю даже от лица дворовой собаки. Делает ли это историю интереснее? Нет, это забивание страниц неуместными повествованиями и дешевые понты автора, что он способен писать даже от лица безмозглой собаки, но это не делает данную историю интереснее, а лишь вызывает испанский стыд. Раскрывает ли произведение китайскую мифологию? Нет. Мы по верхам проходимся, но ничего не сможем сказать о Китае, оперируясь на "Лисьи броды". Книга пыталась себя распиарить, как история, где китайская мифология переплетается со временем Советского союза, но я не прочувствовала данный колорит, потому что автор плохо расписал и советское время (события, историю) и китайскую мифологию. Сложилось впечатление, что кроме красной армии, белой гвардии и о красных лисах автор больше ничего не знает. Пустая подача сюжета, пустое описание истории. Поменяйте время событий, поменяйте мифологию - ничего не изменится. В этом самая главная ошибка в подачи сюжета. Она и является самай фатальной. Автор хотел удивить, как он способен писать историю от разных лиц, но совершенно не был способен раскрыть мир и саму суть истории. Судя по хвалебным отзывам кому-то и этого хватило.

    В сюжете отсутствует ключевая драма и путь героя. Весь пусть Максутки составляет в поисках жены. Под видом капитана СМЕРШ он связан почти с каждым героем и ищет свою жену, ему дела нет до проблем в деревне. Он мечтает найти Елену живой и здоровой, так как любит ее до невозможности. Несмотря на то, что он потерял память о большей части своей жизни, он помнит ее образ, свои чувства к ней. Это подкупало меня. Но драма разрушается тем, что любовь Кронина не была любовью, была лишь привязанность к тому образу, который был лишь остатками воспоминаний из былой жизни, а доказывается это следующим:

    он вступает в сексуальную связь с Лизой, той самой девушкой легкого поведения, корит себя за предательство, но не может остановиться. Не понимает, любит ли он Елену или любит Лизу. А может он вообще никого не любит, только лишь самого себя и жалеет только себя. Он пользуется Лизой, бросает ее, потом пользуется еще раз.

    Я понимаю мужчин, которым подобное нравится, когда за героем бегают и "текут" женщины, но я не понимаю самих женщин-читательниц, которые выставляют Кронина идеалом. Странно.
    Драма разбивается, путь героя оказывается не таким уж и героическим. Подведя итог, можно сказать, что тут отсутствует три важных элемента: нормальное описание время событий (СССР), китайская мифология и ключевая проблема (точнее ее отсутствие) главного героя.

    Персонажи. Это один большой минус. И все благодаря Максутке. Автор описывает его, как сильного, мужественного и непоколебимого мужчину, с прекрасной внешностью, мускулатурой и боевыми навыками. Марти-сью, не иначе. Идеальный мужской персонаж с очень не идеальными для нормального человека поступками. Лично для меня не особо интересно, когда персонаж во всем идеальный с самого начала. До получения сверхсилы, Максик работал в цирке (там ему и место), но уже тогда он отличался особым шармом, от которого женщины были просто без ума. Сначала ассистентка, которой он пользовался, теряла от него голову, а потом сама Елена. Максутка был доволен собой. В этом нет ничего плохого, однако автор упорно пытается подобными описаниями великолепия Максика влюбить читательниц (и не только их) в этого, прости-господи, героя. Но написать, что он великолепен - это не значит поверить в его великолепность. Да, он красив, он шикарен, он силен, ну и? Читатели уважают персонажа за его историю, если он по факту был всегда таким, то это не делает его интересной личностью. Мы приходим к книге не чтобы вообразить себя с подобным мужчиной или представить себя на месте этого мужчины, мы приходим за нечто большим. За историей. Ее тут нет. Нет никакого развития Максима Кронина, в нем нет абсолютно ничего, кроме пустых описаний автора. Когда сюжет пустой, но герой вывозит харизмой - историю можно еще спасти. Но когда герой своей пустотой ничем не отличается от истории, то тут пиши - пропало.
    Автор старается сделать так, чтобы показать какие-то моральные качества Максимки, но их тоже не наблюдается. В какие-то моменты он совершает благородные поступки, но все так вымученно и не интересно смотрится, что уже пытаться надеяться на более хорошее раскрытие героя не приходится.

    Я не хочу по отдельности затрагивать женских персонажей, тем более, что тут из самых ярких Елена, Лиза и Марфа. Скажем так, автор хорошо поиздевался над ними, выставив их в самом неприглядном, мерзком и отвратительном свете (потому я сомневаюсь, что автор Анна Старобинец взяла на себя хотя бы 50 процентов написание книги, скорее всего куда меньше, ведь она писала на пару с мужем). Женщины тут воспринимаются лишь как сексуальные объекты. Елена вроде бы выглядит самодостаточной женщиной, но это только с первого взгляда. На самом деле она является лишь марионеткой и своей жизнью совершенно не управляет.

    Ее жизнью управляет сводный братец, который просто до одержимости влюблен в нее, настраивает против бедного Максимки, который так долго искал ее и любил ее, но случайно упал на азиатскую женщину своим детородным органом

    Елена, как в мужских тестостеронных боевиках, должна была достаться самому главному самцу - Максимке. А женщины за экраном должны сопоставлять себя с ней. Но нет. Елена лишь украшение Максима и не более. Она слабая, обиженная, глуповатая и ведомая женщина. Вот какой автор сделал ее. Типичный тестостеронный боевик, говорю же.
    Лиза еще хуже Елены. Она та самая женщина, которая достается главному герою, как утешительный приз. Красивая, сексуальная, но не идеальная совершенно, Максутке бедному вообще не подходит. Ее разгульный образ жизни, ее одержимость Максуткой достаточно забавны. Такая же ведомая и слабая. Ее можно было бы охарактеризовать хорошей и заботливой матерью и иметь какое-то уважение к ней, если бы не одно НО:

    когда Максутка пришел утолить свою самцовость с помощью плотских утех, он стал утешаться, используя Лизу, в той же комнате, где спала ее дочка. Дочка не младенец, ей примерно 8-10 лет. Нашего бравого самца это никак не смутило, ему было все равно,что еще больше доказывало ущербность и конченность персонажа, а Лиза получала от осознания спящей дочки рядом во время соития небывалое удовольствие.

    Лизу изобразили как течную самку,

    оправдывая это тем, что он на половину лисица,

    , хотя это совершенно не похоже на оправдание мерзкого образа персонажа, ведь она тут не демонстрируется, как антагонист.
    И Марфа. Ну, с этой женщины я просто всегда смеялась. Очень набожная до одержимости женщина, орет направо и налево, завидует молодости и красоте Лизы и других женщин.

    Приняла обратно мужа-изменщика домой, который "гулял" с Лизой, но виновата осталась Лиза, а не муж-изменщик. Классика.

    Постоянно распускает руки на женщин, в особенности на свою золовку, если ей что-то не понравится.

    И это все, что можно сказать о персонажах. Еще у нас есть медсестра деревни, историю которой интересно наблюдать, но, почему-то, она меньше всех запомнилась, ибо автору она не особо была интересна, хоть история тоже велась иногда от ее лица.

    Жители Лисьих бродов ничего из себя не представляют. Самую значительную и яркую черту их характера автор показал в виде лицемерной набожности. И на этом все. Это кричащие, лицемерные люди, не имеющие за собой никаких нравственных черт, хотя автор ведь давал нам проследить за их жизнью тоже. Но все они, жители этого проклятого места, ничем не отличаются друг от друга.

    Главный антагонист, Аристов. Тут вообще позорище. Выставлялся как особо важным человеком, с могущественной силой, имел шанс быть на 7 шагов впереди Кронина, но нет. Его слили. Слили так, что я даже не особо помню, как именно это произошло. От него автор избавился как от мухи, наверное, предположив, что он может заинтересовать читателей куда больше, чем Максимка. А этого допустить нельзя, ибо Максимка должен быть на первом месте.
    По итогу, что самое забавное можно сказать об Аристове, так это то, что он ничем не отличается от Елены или Лизы - такая же одержимость Максимом и даже намек вкинут, что Аристов не заинтересован в женщинах. Вот такие дела.

    Павел Овчаренко. Единственное солнышко данной истории. Имеет большую значимость в конце, но ради этой значимости и главной интриги историю уж точно не стоит читать.

    Язык повествования. Это просто мерзость. Мерзость, смешной до безобразия пафос, философия за 5 класс средней школы, одним словом - графомания. Вот тут, дорогие читатели, которым зашла данная история, я не особо вас понимаю. То есть, читать о зеленой сопле, которая неизбежно стремится вниз из больного носа человека - это высшее искусство и пример идеального стиля постмодернизма? Простите, если это наш с вами постмодернизм, то вся наша современная литература давным-давно катится в недра фекалий.
    Так называемый авторский стиль заключается в том, чтобы писать о самых мерзких и отвратительных вещах самыми красивыми высокопарными словами, пытаясь делать книгу современной, дерзкой и пафосной. Но давайте вспомним о самом первом минусе данной книги - подача сюжета. Для меня она ужасна, для некоторых людей тоже. Я весьма аргументированно привела пример, почему она ужасна. Так неужели столь пустую подачу может спасти стиль языка, где автор высокопарно пишет про писающую собаку, уделяя этому полстраницы? Дерзко ли это? Я так не думаю. Это позорно. Таких моментов в книге очень много.
    Философия автора тоже далека от философии взрослого человека. Например, автор пишет о смерти. Какая она ловкая, какая она сильная и что она способна забрать кого угодно за считанные секунды, даже если самый сильный человек стремится убежать от нее (кроме Максимки,конечно). Я не хочу сказать, что это банальные мысли, все авторы пишут о банальных вещах, но автор выставил это так, будто бы эта мысль нового поколения, элемент авангарда, новая эпоха нашего времени, то, над чем литературоведы будут ломать голову. К этой мысли не приходит персонаж путем своей сложной жизни, это не авторский монолог, который можно встретить в любом произведении в виде некой рефлексии. Это подано так, как автор изначально хотел подать - с присущим пафосом.
    Еще забавно, когда с персонажем происходит нечто плохое, автор переходит на местоимение "ты". Все, что происходит персонажем ставится так, как будто бы это происходит с тобой. Например, рассказывается, что человек из книги (к примеру, Вася) "зашел куда-то не туда, с ним случилось несчастье, Вася старается справиться с угрозой, он пытается решить проблему", а потом вдруг вместо Васи оказывается местоимение "ты" и автор пишет: "но ТЫ не в силе одолеть это, ТЫ не в силе справиться с этим, потому что у ТЕБЯ нет возможности". То есть сначала мы читали про Васю, а потом про себя. Сделано это так, чтобы читатель погрузился в персонажа, прочувствовал себя на его месте, но это не работает, когда в подобном стиле описываются ситуации с совершенно разными второстепенными персонажами, до которых тебе нет никакого дела, тем более, если это повторяется 1000 раз за книгу. Уже начинаешь просто раздражаться, для чего писатель пытается сделать свое повествование именно таким ущербным способом.

    Главный конфликт. Его тут нет. Каждый персонаж что-то ищет, пытается к чему-то прийти и решить свою проблему, но все они приходят к одному - к Максутке. Именно он центр всего, решение главных конфликтов жителей. История заканчивается скупо, я не увидела так называемой тайны, я увидела персонажей, погрязших в своей тьме и лицемерии. Как-то один человек по имени Сергей Сиротин писал, что Кронин преодолел свое желание погрузиться в грязные и необузданные страсти, но так ли это? Действительно ли этот человек изменился? Нет. Меня смешит, что критики видят то, чего автор сам не предполагал писать. И нет, это не контекст, просто люди, как правило, додумывают того, чего нет в тексте ради оправдания, почему им понравилось столь грязное чтиво, либо из-за денег. Грешить ни на кого не хочу.
    Ни Кронин, ни Лиза, ни жители деревни совершенно ни к чему не пришли. Нам показали Павла Овчаренко, героя, который имеет множество лиц и ни одно не является настоящим. Но Павел Овчаренко лишь поразил Кронина тем, кем он является. Но Максутка выводов никаких не сделал.

    Страшно, когда, такую книгу с таким языком называют чуть ли не самой лучшей литературой 21 века. Страшно - потому что я не понимаю, кто тупой. Я или остальные читатели. Я не знаю, что стоит за этой книгой да и не хочу в этом разбираться. Этот отзыв был для меня моими слезами, которые я выплакала во время прочтения книги из-за зря потраченного времени. Надеюсь, что тем людям, кому данное произведение зашло, нашли что-то еще, нежели то, что я расписала выше.

    28
    839