Рецензия на книгу
Трудно быть богом
Аркадий и Борис Стругацкие
Nirosan15 августа 2024 г.Наша история, только другая
Первые страниц двадцать вообще непонятно, что происходит. Авторы сходу толкают тебя в сюжетное море, и ты еще не знаешь, что это за мир, кто эти люди и куда они идут. Да и к языку еще нужно привыкнуть: он вроде бы не тяжелый, но нагружен деталями, которые будут ясны только при перечитке. Постепенно, однако, проникаешься, и уже не так страшно.
Двести пятьдесят разведчиков из Института экспериментальной истории планеты Земля были посланы на планету, где общество еще находится на стадии развития Средневековья. Их цель — проследить, чтобы общество развивалось по правильному пути. При этом разведчики могут аккуратно направлять историю, чтобы помочь человечеству здесь избежать ошибок, которые в свое время были допущены у нас. Одним из таких разведчиков является Антон, или Румата Эсторский, благородный дон из рода Эсторских, который играет роль ловеласа и джентльмена. На голове у него обруч с драгоценным камнем - камерой, с которой ученые с Земли наблюдают за всем происходящим.
Но люди здесь совсем другие, и сценарий, пригодный для культурной эволюции землян, вовсе не подходит для Арканара или Ирукана. Здесь правит жажда наживы и богатства, сильные подавляют слабых, а слабые молча повинуются, и нет в них ни искорки желания что-либо изменить. Дон Рэба, министр-советник при короле, устраивает охоту на всякую интеллигенцию, а по улицам бродят Серые плащи, убивающие всех неугодных. Как говорится, «умные нам ненадобны, надобны верные». И добиваться верности Дон Рэба умеет только страхом и насилием. Наш Румата Эсторский по возможности помогает хорошим людям бежать, но один человек ничего не может сделать против целой системы, которая устанавливалась веками. Закончится одна эпоха тирании — и начнется следующая.
Под Богом в повести подразумевается определенно не высшая сущность. Ученые с планеты Земля обладают куда более развитыми технологиями и умениями, чем люди, живущие на Арканаре. И наблюдатели, которые вполне могли бы вмешаться и подправить систему под себя, могут сделать это в любой момент. Очень красивы размышления героев на эту тему, когда Арата, революционер с Арканара, уговаривает Румату вмешаться и использовать свои «божественные силы».
— Вам не следовало спускаться с неба, — сказал вдруг Арата. — Возвращайтесь к себе. Вы только вредите нам.
— Это не так, — мягко сказал Румата. — Во всяком случае, мы никому не вредим.
— Нет, вы вредите. Вы внушаете беспочвенные надежды…
— Кому?
— Мне. Вы ослабили мою волю, дон Румата. Раньше я надеялся только на себя, а теперь вы сделали так, что я чувствую вашу силу за своей спиной. Раньше я вел каждый бой так, словно это мой последний бой. А теперь я заметил, что берегу себя для других боев, которые будут решающими, потому что вы примете в них участие… Уходите отсюда, дон Румата, вернитесь к себе на небо и никогда больше не приходите. Либо дайте нам ваши молнии, или хотя бы вашу железную птицу, или хотя бы просто обнажите ваши мечи и встаньте во главе нас.И вот так авторы погружают нас в наше же далекое прошлое, на которое мы смотрим глазами человека будущего. Мы никогда не добьемся чего-либо с помощью чьей-то божественной руки. Только мы сами, ступенька за ступенькой, потихоньку, со всеми войнами и конфликтами, становились теми, кто мы есть сейчас. Может быть, у Арканара еще есть надежда, но только сами его жители, осмелившись противостоять злу, смогут чего-то добиться. Наблюдателям остается только оставаться в стороне.
15611