Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Столпы Земли

Кен Фоллетт

  • Аватар пользователя
    Deli8 января 2015 г.

    И до, и после читала я книги, заслужившие куда больше звезд и восторгов, казавшиеся куда более шикарными и необычными, а помню в итоге почему-то именно "Столпы". Вообще с моей стороны было крайне негуманно выяснять читабельность книги, давая ее в ДП, однако же результат сего действа мне понравился и ожиданий не обманул – неделя в компании Фоллетта была прекрасна. Толстый, толстый кирпич, полный захватывающих событий, сумасшедших героев, конструктивной деятельности, такой приятный на ощупь и такой интересный внутри.

    Перед нами Англия 12 века, и на фоне реальных исторических событий, войн и интриг происходят события вымышленные, но, в отличие от некоторых других подобных произведений, здесь исторический пласт не наблюдается отстраненно – всё переплетается и по сути неотделимо друг от друга. Я это к тому, что многим читателям интересней про вымышленных простых людей, чем про реальных королей, которые у писателей частенько получаются слишком серьезными, а следовательно, и никакими. Судьбы королей тесно связаны с судьбами остальных персонажей и слишком многое решают, чтобы нетерпеливый читатель пролистывал сцены политики в поисках сцен с приключениями. Здесь интересно всё, значим каждый чих, поскольку от мелочей может зависеть очень многое.
    Но вообще в центре – судьбы довольно большого количества персонажей, так или иначе крутящихся вокруг строительства вымышленного собора. Многие отмечают, что процесс этот слишком похож на компьютерную игру. Сначала всё идет хорошо, а потом – бац! – и совершается какая-нибудь пакость, строительство под срывом, все бросаются решать проблемы, становятся сильнее, прокачивают уровень и навыки, а как только всё снова пойдет как надо, на всех свалится новая проблема. Когда в конце уровня проблемы больше не могут существенно помешать делу, появляется босс в виде Уильяма Хамлея и сравнивает благие начинания с землей.
    Не буду отрицать, в этом что-то есть, по крайней мере, читатель сидит на нервах и психует за героев со страшной силой.

    И герои все тоже весьма колоритные, не попереживать за них просто невозможно. Очень рельефно прорисованные характеры – не всем сочувствуешь, хватает и негодяев, но по большей части мне все очень приглянулись. Особенно приор Филип, который всё время что-то организовывает и, как говорится, восстанавливает разруху. Люблю упорядочивание хаоса, даже в глаза не бросалось, что дело происходит, собственно-то, в монастыре – никакой религией здесь и не пахнет, что для меня стало сущей отрадой для души, не каждому автору удаётся пройти по этой грани и не сверзиться куда-нибудь. Если дать мою традиционную оценку достоверности изображаемого средневековья и соответствующей атмосфере, то косяков много, но они не бесят, так что всё отлично.
    В общем, мои три кита сыты: годно нарисованное средневековье; напряженный ход событий, когда каждый миг всё на грани срыва; и герои, которые очень к себе располагают. Каменщик Том-Строитель, одержимый идеей построить настоящий собор. Монах Филип, одержимый идеей всё и всех организовывать и пошедший практически на поводу у Тома. Алина как грозное пфе всему патриархальному миру, вообще-то она не была одержима, но ее заставили. Джек, одержимый то скульптурами, то соборами, то Алиной. Мерзопакостный Хамлей, который одержим то властью, то Алиной, то какой-нибудь херней. И еще многие-многие люди, которые за 800 страниц становятся почти родными, к ним аж всей душой прикипаешь. До сих пор добрую половину из них вспоминаю с любовью.

    Экранизация, кстати, меня не впечатлила. Многие акценты сместились, а то и вовсе исказились до абсурда. Картинка серая, но что намного хуже – герои серые. Многие важные моменты урезали или смягчили. Книга же очень тяжелая, особенно все эти эпизоды с Алиной, когда восприятие идет практически на уровне измененных состояний. И вместо этого хардкора какой-то пшик.
    А книга вообще запала глубоко и со временем углубилась еще больше. Чем-то смутно напоминает "Шпиль" Голдинга – воплощение через строительство собора себя самого и своих надежд и иллюзий, которые настолько несбыточны, что, скорее, погребут тебя под собой.
    Так что с чистой совестью могу назвать Фоллетта одним из наиболее значительных читательских событий ушедшего года. Не буду исключать того, что, если мне когда-нибудь захочется перечитать, то загремят "Столпы" в любимое. Неизбежно. Может, я даже когда-нибудь пойму, в чем смысл названия, чем черт не шутит.

    53
    306